Приход храма Спаса Нерукотворного села Спас-Талица -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ
архиепископа Вятского и Слободского Марка

Возлюбленные о Господе дорогие пастыри, клир, монашествующие, братья и сёстры, учащие и учащиеся Вятского духовного училища!

В эти радостные и святые дни Церковь возвещает и призывает: «Христос рождается – славите! Христос с небес – срящите!» Настал светлый праздник Рождества Христова!

Минуло уже более двух тысяч лет с того благословенного дня, когда Единосущный Отцу и Святому Духу Сын Божий, не разлучаясь с этими Лицами Святой Троицы, пришёл на землю, воплотился и «нашу нищету посетил», чтобы обогатить нас Своею благодатию и славою.

Вместе с Богомладенцем Христом нисходит к роду человеческому беспредельная любовь Божия и благоволение. В Боговоплощении нам явлена великая тайна, которую не все в состоянии постичь и принять, но отныне «с нами Бог».

Удивительно, как «Господь господствующих», Бог, «Которого мир не мог вместить», жертвуя Собой во искупление грехов рода человеческого и во имя любви к людям, «зрак раба приим», самоуничижается. В Вифлеемском вертепе, где родился Господь, Вездесущий Бог ограничивается местом, Слово Отчее соделывается безгласным, Всемогущий пеленается, Всесильный по Божеству немощствует ради нашего спасения, Дающий пропитание на каждый день всему живому Сам питается млеком Богородицы.

В воплощении Христа Спасителя явлена безграничная любовь Его к роду человеческому: «Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3.1.6).

Дорогие отцы, братья и сёстры, данная мне Богом паства Вятская!

Поздравляю вас с праздником Рождества Христова! С чувством благоговения, смиренной верой, духовной радостью, как пастухи и волхвы, приступим к яслям Богомладенца Христа и прославим Его; со смирением и благодарностью поклонимся Ему, ибо «нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог»!

С особенным молитвенным чувством испрашиваем благословение Господне на наступающий новый год, чтобы все мы с помощью Божией и дальше созидали свою жизнь в мире, правде, верности своему духовному наследию.

От всей души желаю вам Рождественской радости, здравия, духовной крепости. Призываю на всех вас Божие благословение. Да будет новый год для Отечества нашего и народов его «летом благоприятным»!

Архиепископ Вятский и Слободской Марк

 


Митрополит Вятский и Слободской Хрисанф



Скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф

 

4 января 2011 года в 22-40 по Московскому времени, в Московском медико-биофизическом центре им. Бурназяна после долгой болезни скончался митрополит Вятский и Слободской Хрисанф. Остановилось сердце нашего любимого архипастыря.  Царство Небесное нашему духовному отцу !

В 23-00 была совершена панихида в кафедральном Успенском соборе Свято-Трифонова монастыря о новопреставленном  митрополите Вятском и Слободском Хрисанфе.




Назначен временный управляющий Вятской и Слободской епархией

Сообщаем, что Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла временно управляющим Вятской епархией назначен  Архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн.  Его имя надлежит поминать за богослужением в следующей формуле "Помяни, Господи, ... и господина нашего Высокопреосвященнейшего Иоанна архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского, временно управляющего Вятской епархией".

Связавшись с Вятским епархиальным управлением, архиепископ Иоанн передал благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла совершить отпевание почившего митрополита Хрисанфа в воскресенье 9 января 2011 года в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. Владыка Иоанн призвал всех клириков и прихожан Вятской епархии к усердной молитве о почившем архипастыре. Он также благословил зачитать во всех храмах Вятской епархии 7 января за Рождественской вечерней службой Послание митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа и перенести приходские праздники на последние дни Святок.

Духовенство, прихожане и паломники смогут проститься с новопреставленным митрополитом Хрисанфом в субботу 8 января в Успенском кафедральном соборе Трифонова монастыря. Здесь же, в обители преподобного Трифона, почивший архипастырь Земли Вятской завещал погрести его тело.

 














Тело митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа самолетом доставлено в г.Вятку

5 января 2011 года в 22.35, спустя ровно сутки после христианской кончины митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа, его тело самолетом было доставлено в г.Вятку.

В аэропорту почившего архипастыря встречали благочинные и настоятели храмов Вятской епархии, губернатор Кировской области Никита Белых, глава г.Вятки (Кирова) Владимир Быков, заместитель председателя Законодательного собрания Кировской области Владимир Агалаков, федеральный инспектор по Кировской области Роман Береснев, депутат Государственной Думы Алексей Розуван и другие руководители области и города.

Приняв гроб с телом покойного владыки на свои плечи, священники с пением Трисвятого перенесли его в специальный автомобиль, который в составе кортежа, с почетным сопровождением милиции проследовал в Архиерейский дом. Здесь над почившим архипастырем была совершена панихида, после чего гроб с телом покойного митрополита Хрисанфа уже глубокой ночью был доставлен в Серафимовский собор г.Вятки, где 33 года назад владыка начал свое служение на Вятской земле.

По благословению временно управляющего Вятской епархией архиепископа Иоанна гроб с телом новопреставленного митрополита Хрисанфа пребудет в Серафимовском соборе в течение двух дней до 8 января, после чего крестным ходом будет перенесен в Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря. Все это время над покойным владыкой священнослужители будут читать Святое Евангелие, а верующие - молиться о упокоении своего любимого архипастыря.

 


 


 


 


В Серафимовском соборе г.Вятки началось прощание с усопшим митрополитом Хрисанфом

Утром Рождественского сочельника в Серафимовском соборе г.Вятки началось прощание с новопреставленным митрополитом Вятским и Слободским Хрисанфом.

Священники на руках с пением Трисвятого внесли гроб с телом усопшего архипастыря в храм и установили в северной части храма рядом с Великорецким образом Святителя Николая, для почитания которого так много потрудился владыка Хрисанф.

Глубоко символично, что первыми проститься со своим архиереем смогли клирики и прихожане Серафимовского храма, который в 1942-91 гг. являлся кафедральным собором епархии и единственным в те годы православным храмом на весь областной центр. Именно здесь 27 апреля 1978 года православные вятчане встречали епископа Хрисанфа, назначенного на Кировскую и Слободскую кафедру. И вот ныне они провожают его, уже в сане митрополита, в «путь всея земли».

Проститься с митрополитом Хрисанфом в Серафимовском соборе вятчане смогут в течение 6 и 7 января. Затем 8 января его тело будет перенесено в Успенский кафедральный собор Трифонова монастыря.

 


 


Православная Вятка простилась с митрополитом Хрисанфом

9 января 2011 года навсегда останется в памяти православных вятчан как день прощания с первым митрополитом Земли Вятской владыкой Хрисанфом.

Он начался Божественной литургией в Успенском соборе Трифонова монастыря, которую совершил митрополит Астанайский и Алма-Атинский Александр в сослужении временно управляющего Вятской епархии архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна и архиепископа Верейского Евгения. За богослужением молилось более 100 клириков Вятской епархии и несколько тысяч прихожан. Кафедральный собор не смог вместить всех паломников, и несколько сотен из них молились на соборной площади перед открытыми дверями храма, слушая трансляцию богослужения.

 

По окончании Божественной литургии, митрополит Александр зачитал соболезнование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла клиру и пастве Вятской епархии в связи с кончиной митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа. Проникновенные слова Первосвятителя Русской Православной Церкви, его высокая оценка трудов почившего владыки глубоко тронули сердца молящихся. Откликаясь на них, заместитель Председателя Правительства Кировской области Александр Галицких, передал духовенству и прихожанам глубокое соболезнование от губернатора Кировской области Никиты Белых, который по государственным делам в этот день был вынужден быть в Санкт-Петербурге и простился с почившим владыкой двумя днями раньше в Серафимовском соборе.

Началось отпевание. Оно совершалось по иерейскому чину. "Едиными усты и единым сердцем" архипастыри и священники читали и пели непорочны, после которых с особой силой прозвучали пять чтений из Апостола и Святого Евангелия. Затем начался канон, ирмосы которого напомнили о грядущем воскресении: "... вос креснут мертвии, и востанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются". После проникновенного пения духовенством "Со святыми упокой" к собравшимся обратился архиепископ Иоанн, который в своем надгробном слове раскрыл таинственную связь христианской кончины с вечной жизнью во Христе и призвал церковный народ к молитве о почившем архипастыре.

С пением ирмосов Великого канона "Помощник и покровитель" духовенство, подняв на плечи гроб с телом митрополита Хрисанфа, руководители области и города, многочисленные паломники из разных уголков Вятской земли обошли крестным ходом собор и вошли в него, чтобы погрести своего духовного отца в северном приделе, под спудом, вблизи раки преподобного Трифона Вятского. После литии с кратким и искренним словом к народу обратились председатель Законодательного собрания Кировской области Владимир Васильев, глава г.Вятки (Кирова) Владимир Быков и депутат Государственной Думы Российской Федерации Алексей Розуван. Они отметили высокий авторитет и редкий дар покойного владыки Хрисанфа соединять людей, объединять их вокруг Церкви Христовой. Неслучайно за свои труды он был удостоен звания Почетного гражданина Кировской области и государственных наград. Под тысячеголосое пение всего храма, гроб с телом почившего митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа был опущен в уготованную гробницу. Со слезами на глазах, не скрывая своих чувств народ церковный пожелал своему любимому архипастырю вечной памяти, завершив погребение троекратным "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав".

Затем состоялась поминальная трапеза в администрации г.Вятки (Кирова), на которой от полноты любящих сердец прозвучала просьба к городским властям увековечить память о митрополите Хрисанфе в названии улицы, которая ведет к Трифонову монастырю - месту упокоения первого митрополита Вятской земли.

+++

Митрополит Хрисанф (в миру Чепиль Яков Антонович) родился 24 июня 1937 года в селе Березовка Корецкого района Ровенской области.  Его отец - Чепиль Антон Дмитриевич, выходец из крестьянской семьи, погиб в 1941 году, защищая Родину на фронте Великой Отечественной войны. Мама владыки - Дарья Петровна в течение всей своей жизни была, как никто другой, близка своему сыну, помогая ему делом, словом и советом. Сквозь всю свою жизнь владыка Хрисанф пронес самую теплую и сердечную память и искреннее чувство любви к ныне покойной Дарье Петровне. Детство митрополита Хрисанфа прошло в стенах Корецкого женского монастыря, где подвизалась его родная тетя монахиня Манефа, основавшая там небезызвестную золотошвейную школу. На долгие годы владыка сохранил добрые впечатления своего детства о торжественности и благолепии монастырских богослужений, красоте церковного пения, убранстве храмов. Здесь зарождалась в сердце юноши непоколебимая вера, любовь к Богу, смирение - начала будущего нелегкого монашеского подвига. Однажды Яков тяжело заболел - у него обнаружилось воспаление легких. Мама привезла его на лечение в монастырь, и в течение трех недель он выздоровел. "Я навсегда сохранил в своем сердце доброе и искреннее отношение ко мне насельниц монастыря, их заботу, молитву о моем здравии" - с душевной теплотой вспоминает владыка. В 1955 году, на следующий год по окончании сельской школы, юный Яков, с детства мечтавший о церковном служении, поступил в первый класс Киевской Духовной семинарии. В 1957 году начались хрущевские гонения на церковь и духовенство, закрывались семинарии, разорялись обители, на грани закрытия был Флоровский монастырь в Киеве, где подвизалась тетя владыки монахиня Ангелина. В 1957 году, по окончании 3-го класса Киевской Духовной семинарии, Яков был призван на действительную воинскую службу и направлен в строительный батальон. Здесь будущему архипастырю довелось претерпеть немало трудностей и поношений от богоборческой власти - его заставляли выполнять самые тяжелые работы. "Нередко приходилось за ночь разгрузить по вагону цемента и щебня", - рассказывал владыка о службе в армии. Эти испытания подрывали здоровье, но искренние человеческие качества, привитые еще в детстве родителями, не могли остаться незамеченными и многие солдаты и офицеры относились к нему с пониманием и уважением. Поэтому, за время службы, Яков дважды побывал в отпуске. В надежде "перевоспитать" семинариста, политработники добились отправки его на учебу в Ставропольский техникум по специальности - геодезист, наивно предполагая, что естественные науки угасят искру веры в сердце юноши. Узнав, что он посещает богослужения в храме, его перевели из Ставрополя в Астрахань. Окончив службу в рядах советской армии, Яков не мог получить паспорт - начальство опасалось поступления его в семинарию. Но документ, свидетельствующий, что он геодезист, и обещание продолжить работать по специальности помогли вернуть паспорт, без которого невозможно было продолжить обучение в духовных школах. Киевскую семинарию к этому времени уже закрыли, а документы перевели в Одессу. Направившись туда в 1961 году, Яков пришел на прием к митрополиту Херсонскому и Одесскому Борису (Вику), испрашивая благословения на поступление в Одесскую семинарию. Но уполномоченный по делам религии, имевший в то время огромное влияние на Церковь, не дал разрешения, мотивируя такое решение тем, что семинария находится на грани закрытия. Ехать было некуда и пришлось возвратиться в Ставрополь где правящим архиереем был митрополит Антоний (Романовский), с которым Яков познакомился еще в годы воинской службы. Владыка направил его в село Новоселицы Александровского района, где он успешно проходил послушание псаломщика и регента приходской церкви на протяжении восьми месяцев. Любовь и трепетное отношение к церковному пению будущий архипастырь возрастил в своей душе. В этом же 1961 году Яков прибыл в Загорск и поступил в Московскую Духовную Семинарию. Но его и еще нескольких ребят, отслуживших в армии, не прописывали - семинария находилась под угрозой закрытия. И только по прошествии некоторого времени, когда на посту сменили Хрущева и в отношении государства к церкви появились перемены, удалось получить прописку. В 1963-1967 годах Яков обучался в Московской Духовной Академии. За кандидатскую работу "Учение Григория Двоеслова о пастырстве" ему была присвоена ученая степень Кандидата Богословия. В годы обучения в Московской Духовной Семинарии Яков нес послушание регента студенческого церковного хора, а обучаясь в Московской Духовной Академии - регентское послушание в храмах г.Москвы. Вскоре сбылась его мечта о служении Церкви в священном сане - 18 июля 1967 года, в день преп. Сергия игумена Радонежского, епископом Филаретом (Вахромеевым), ныне Митрополитом Минским и Слуцким, он был рукоположен в сан диакона и продолжил обучение в Аспирантуре при Московской Духовной Академии, неся послушание и.о. референта Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. В 1970 году диакон Яков окончил Аспирантуру при Московской Духовной Академии. Этот год стал во многом решающим в судьбе будущего архипастыря. Сначала, 15 марта 1970 года Митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) он был рукоположен в сан священника, а 12 сентября 1970 года назначен настоятелем Кафедрального собора города Петрозаводска и благочинным церквей Олонецкой епархии. Имея большое желание всецело отдать свое сердце трудам на благо Церкви Христовой, 30 марта 1971 года молодой священник Яков Чепиль был пострижен Митрополитом Никодимом в монашеский чин с именем Хрисанф и 28 апреля того же года возведен в священный сан архимандрита. Именно здесь, на Карельской земле, архимандриту Хрисанфу было определено Промыслом Божиим, в течение без малого восьми лет, приготовлять себя к будущему архипастырскому служению. В эти годы власти уже не дерзали открыто нападать на Церковь, но с обеспокоенностью наблюдали, как трудами настоятеля Крестовоздвиженского собора г.Петрозаводска приумножается паства и возрастает авторитет Церкви в этом северном крае. Как благочинный, архимандрит Хрисанф уделял особое внимание тому, что бы богослужения в церквях Олонецкой епархии совершались достойно и благолепно, а служащее в них духовенство всегда, даже в самых стесненных условиях, находило возможность свидетельствовать об истине Святого Православия. В Петрозаводске в полной мере раскрылся еще один дар будущего архипастыря - дар проповеди. Проповеди живой, искренней, сердечной. Взирая на отца настоятеля, духовенство и причт собора поддержали его в трудах по оживлению церковной жизни. И вскоре эти труды принесли заслуженный плод. "Свершилось чудо!" - говорили пожилые прихожане, отмечая, как умножилось число молящихся за годы служения в соборе архимандрита Хрисанфа. Местные власти усилили давление на будущего владыку, угрожая выслать его из Карелии, но не смогли ни сломить его, ни лишить любви прихожан. Когда же в апреле 1978 года он уезжал из Петрозаводска в далекий и неизвестный Киров, то, казалось, весь город с благодарностью пришел на вокзал проводить своего пастыря к месту нового служения.

23 апреля 1978 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви архимандрит Хрисанф был возведен в сан епископа и назначен на Вятскую кафедру с титулом "Кировский и Слободской". В истории Вятской епархии, созданной в 1657 году, он был 40-м архипастырем, но мало кому из них приходилось принимать епархию в столь расстроенном состоянии. Из 866 соборных и приходских церквей Вятской епархии действующими к началу Великой Отечественной войны оставалось всего девять. Страшная война заставила Советскую власть открыть ряд церквей, число которых достигло к концу 1950-х годов восьмидесяти. Но в результате "хрущовских" гонений число действующих в епархии храмов сократилось более чем на половину - до 32. Советским правительством Кировская область была превращена в регион для эксперимента по полному уничтожению Православия. И от этого намерения местные власти не собирались отказываться даже в конце 1970-х годов, когда здесь начинал свое архипастырское служение владыка Хрисанф. В течение многих лет в областном центре оставалась действующей только одна небольшая Серафимовская церковь, в которой верующие падали в обморок от духоты и тесноты. Но никакие гонения не смогли убить в народе любви к святой Матери-Церкви. И когда в апреле 1978 года епископ Хрисанф прибыл на Вятскую кафедру, его приветствовало великое множество верующего народа. Чтобы увидеть своего владыку, некоторые даже забирались на деревья - так было многолюдно. И тысячи свечей горели в этот день в небольшом храме во время первого Богослужения епископа Хрисанфа на Вятской земле. Это была незабываемая встреча, которая навсегда осталась в памяти нашего архипастыря. Сразу и навсегда владыка Хрисанф принял Вятскую землю в свое сердце и полюбил ее православный народ, вынесший на своих плечах и ужас коллективизации, и страшную войну, и горечь репрессий. Народ, отстоявший святую веру перед лицом всесильных гонителей. Очень скоро все на Вятской земле стало епископу Хрисанфу дорогим и близким. А трудов был непочатый край. Уже с первых лет служения на Вятской земле владыка Хрисанф стремился не только сохранить, но и приумножить ее драгоценное духовное достояние. В течение десятилетий верующие города Кирова добивались от городских властей открытия в полумиллионном городе второй церкви. Но все их попытки были безуспешны. Новому епископу даже не позволили войти в древний Успенский собор Трифонова монастыря, в те годы - занятый под партийный архив. Тогда, трудами владыки Хрисанфа, единственная действующая в городе Кирове Серафимовская церковь была перестроена в двухэтажную - устроен "нижний" храм в подвальном, бывшем складском помещении, и значительно расширены площади основного "верхнего" храма. Со временем вокруг этой церкви вырос целый городок со зданиями для воскресной школы, трапезной, швейной мастерской, гаражами и подсобными помещениями. Чего все это стоило тогда, в начале 1980-х, знает один владыка. Мечта прихожан о втором городском храме исполнилась в 1987 году, когда, не имея сил сдерживать церковное возрождение, накануне великого юбилея Тысячелетия Крещения Руси власти передали епархии здание Троицкой церкви в заречной части города Кирова. Трудами прихожан храм был восстановлен и освящен уже в следующем 1988 году. Это столь удивительное событие не осталось незамеченным даже Конгрессом США, делегация которого специально приезжала в Киров удостовериться в его действительности. Теперь Троицкая церковь - главный храм женского монастыря, а на территории областного центра - 15 действующих и 4 строящихся храма, 3 домовые церкви и несколько часовен. Великая радость пришла в сердца православных вятчан, когда в 1989 году было принято решение о возвращении Церкви древнего Вятского Трифонова монастыря с Успенским собором - местом упокоения святых мощей преп. Трифона, архимандрита Вятского. Огромное значение для положительного решения этого вопроса имел высокий авторитет владыки Хрисанфа, удостоенного в юбилейном 1988 году высокого сана архиепископа. Уже 25 августа 1991 года Успенский собор был освящен, и в нем возобновились ежедневные Богослужения. Ныне Вятский Трифонов монастырь - не только архитектурная жемчужина, но и духовный центр вятского Православия. Здесь находятся келии наместника с братией монастыря, епархиальное управление, возрожденное в 1991 году Вятское Духовное училище, епархиальный архив и библиотека, воскресная школа и молодежный центр, редакция епархиальной газеты. В октябре 1994 года возрожденный Успенский кафедральный собор посетил и служил в нем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в дни визита Его Святейшества на Вятскую землю. Как радовалась Православная Вятка этой первой в ее истории встрече с Предстоятелем Русской Церкви! Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил храмы и монастыри областного центра, в том числе церковь во имя Новомучеников и исповедников Российских, строительство которой было завершено накануне визита. Посетил старинную Троицкую церковь села Кстинино и строящийся в г.Кирово-Чепецке новый Всехсвятский собор. На все века памятью об историческом визите Его Святейшества на Вятскую землю будет церковь во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, строительство которой ныне заканчивается на месте, выбранном Святейшим Патриархом - в новом, особенно многолюдном районе областного центра. По возвращении в Москву, Его Святейшество Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил архиепископу Хрисанфу телеграмму, в которой писал: "Ваше Высокопреосвященство! Благополучно возвратившись в Москву, хочу сердечно поблагодарить Вас за радушие, гостеприимство, внимание и заботы, коими Вы окружили меня и сопутствующих мне лиц. Сохраняю светлые воспоминания от молитвенно-евхаристического общения с Вами, клиром и руководством области и города. Возрождение епархиальной, приходской, монашеской и церковно-приходской жизни - радует и утешает. Слава Богу, что Вятская кафедра имеет такой прекрасный кафедральный соборный храм в монастыре преподобного Трифона Вятского. Прошу передать мою глубокую благодарность Губернатору и всем руководителям области и города за сердечное гостеприимство и теплое внимание. Помощь Божия да сопутствует Вашим Архипастырским трудам. Прошу передать мое благословение клиру, монашествующим, Вашим ближайшим помощникам и всей вятской пастве. Жителей земли Вятской благодарю за их доброту, внимание и молюсь, да пребывает мир и благословение Божие с этой древней землей и живущими в ней! С любовью. АЛЕКСИЙ. Патриарх Московский и всея Руси". Тогда же, в 1994 году, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви призвал священнослужителей и мирян активнее развивать миссионерское служение, приумножая паству различными средствами христианской проповеди. Владыка Хрисанф всегда уделял миссионерским трудам особое внимание. Начиная с 1996 года в епархии ежегодно проводятся Свято-Трифоновские образовательные чтения, из которых, как из доброго семени, выросли Вятская православная гимназия, Православный детский сад, филиал Православного Свято-Тихоновского Богословского института, Конференция по церковному краеведению, Архиерейская Рождественская елка, фестиваль церковных хоров, Дни славянской письменности и культуры на Вятской земле, православные детские лагеря, ежегодные миссионерские поездки преподавателей и воспитанников Духовного училища по отдаленным приходам епархии. И вновь - все это живет попечением нашего архипастыря, удостоенного в 2002 году Его Святейшеством высокой церковной награды - ордена Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского (2 степени).

Как и прежде, главная забота митрополита Хрисанфа - о полноте церковного служения. Сегодня в Вятской епархии 7 монастырей, 164 храма и 200 священнослужителей, 95 % из которых - ставленники владыки. Посещая ежегодно более 40 приходов епархии, владыка Хрисанф призывает духовенство трудиться над благоукрашением приходских церквей, возрождением православных традиций, гармонично строить отношения с местными властями и интеллигенцией, помня о высоком призвании и сугубой ответственности пастыря перед Богом и вверенным ему приходом. Архиерейское служение владыки Хрисанфа на Вятской земле ознаменовалось возрождением в 1990 году ее древнейшей православной традиции - Крестного хода на реку Великую на место явления в 1383 году чудотворного образа Святителя Николая. В годы "хрущовских" гонений власти стремились искоренить саму память об этом паломничестве, а сегодня в нем ежегодно принимают участие более семи тысяч паломников. В юбилейном 2000 году Великорецкий Крестный ход торжественно отметил 600-летие и по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II получил статус Всероссийского праздника. Возрожден древний Борисоглебский Крестный ход в село Никульчино - первое православное поселение на Вятской земле, украшенное ныне дивным деревянным храмом. Положено начало традиции совершения в областном центре Крестного хода памяти святых царственных страстотерпцев, имя которых носит вятское общество православной молодежи. Возрождаются местные крестные ходы и на других приходах епархии. Незабываемым духовным праздником для всей Православной Вятки стала каждая из трех канонизаций, к осуществлению которых митрополит Хрисанф приложил столько своих сил и таланта - преп. Матфея Яранского (1997), святителя Виктора, исповедника епископа Глазовского (2000), преп. Стефана Филейского (2002). Ныне, с благословения владыки Хрисанфа, епархиальная комиссия по канонизации готовится представить материалы к прославлению священномученика Михаила Тихоницкого, пострадавшего в сентябре 1918 года в г.Орлове, и установлению празднования Собора вятских святых. Труды митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа отмечены высокими наградами Русской Православной Церкви: орденом князя Владимира (3 и 2 степеней), орденом преподобного Сергия Радонежского (3 и 2 степеней), орденом святого благоверного князя Даниила Московского (2 степени), орденом Святителя Иннокентия Митрополита Московского и Коломенского (2 степени) и орденом Марии Магдалины Польской Автокефальной Православной Церкви. Государственные награды - орден Дружбы, орден "Знак Почета" и другие. В 2007 году Владыка был удостоен звания "Почетный гражданин Кировской области". Архипастырский талант владыки Хрисанфа проявился также и в его умении по-отечески требовательно и заботливо строить отношения с вятскими священнослужителями - первыми помощниками управляющего епархией. Это помогало сплотить духовенство в тяжелые годы гонений. Помогает это и сегодня, когда в условиях духовной свободы число штатных клириков епархии возросло с 28 до 200 человек. Неоценимую помощь в самые трудные для епархии годы оказывали владыке Хрисанфу - секретарь Кировского епархиального управления протоиерей Александр Могилев, ныне - Архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Синодального Отдела по делам молодежи, и архиепископ Верейский Евгений (Решетников) - ректор Московских Духовных школ, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви - уроженцы Вятской земли. Еще одно свидетельство признания трудов владыки Хрисанфа - глубокое уважение федеральных и областных властей, руководителей органов местного самоуправления, интеллигенции, широкой общественности и, что наиболее трогает сердце заслуженного архипастыря, - неиссякаемая и неизменная любовь православной паствы, которую он смиренно и с благодарностью принимает в свое сердце, осознавая высокую ответственность перед Богом, благословившему митрополиту Хрисанфу вот уже четверть века возглавлять Вятскую епархию.