Приход храма Спаса Нерукотворного села Спас-Талица -
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История прихода

Летопись храма Спаса Нерукотворного

Храм в с. Спасо-Талица был построен к 1778 г. О состоянии храма в старые времена нам рассказывает книга "Вятская Епархия"(19121г.):"...приход состоит их 54 селений, прихожан православных русских - 2886 - мужского пола и 3026 - женского пола. Село расположено на низменной местности, переходящей к северу от села в болотисиую и луговую. На севере тянется лесной бор; близ села протекают речки Истобница и Талый Ключ; около села встречаются небольшие перелески из некрупного елового и соснового леса. В 10 верстах( примерно 10,5 км.) течет р. Вятка. В селе 3 школы: церковно-приходская мужская, земская мужская, земская женская. Главное занятие прихожан - земледелие. Вследствие малоземелья, многие крестьяне ходят на заработки в Сибирь и там несут разные обязанности по судоходству в качестве матросов, лоцманов и капитанов. Медпункт - в г. Орлове, волостное управление - Спасское в самом селе." Храм с.Спасо-Талица - один из немногих храмов Епархии, где Богослужения совершались в годы богоборчества и гонений на Церковь. Храм сохранил свое старинное благолепие. В настоящее время по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является иерей Николай Смирнов. Проводятся работы по поддержанию храма в благолепном состоянии, на приходе действует воскресная школа и благотворительная трапезная, издается тиражом 999 экз. приходская газета "Искра Божия". Соверщаются службы в домовом храме при Оричевской районной больнице.Установлены и освящены поклонные кресты при основных дорогах пос.Оричи;
 
В начале двадцатого века в нашем храме служил великий и святой человек священномученик Александр Агафонников. Предлагаю Вам для прочтения его житие. 
Мониторинг СМИ
14.10.2007
"Русская линия": Расстрелян в праздник Покрова
14 октября - память священномученика Александра Агафонникова В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.

Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.

За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен – в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]

Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.

Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя – 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше – 1/14 февраля.

"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", – отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]

Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев – священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.

А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, – здесь идет железная дорога из столицы – и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).

По церковному календарю 10 декабря – день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно – их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.

Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]

В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи – все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]

Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]

В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже – в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни…

Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.

В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]

Митрополит Кирилл (Смирнов) – род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах – еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 – 1918 годов. С 1920 года – митрополит Казанский и Свияжский.[16]

Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл – одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <…> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана – с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание – с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду – с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]

Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.

В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года – день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).

Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря – младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.

Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1937 года.[25] 

 

Хранимое Богом село

«Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века!» - поет маленький хор Спасской церкви на каждой службе, возвещая тем самым многолетие и своему селу. Теперь уже никто и не помнит, кому пришла в голову замечательная мысль - назвать это село Именем Бога. В официальных документах и на дорожных указателях оно значится как Спас-Талица. А в народном обиходе - просто Спас.
Удивительно, как могло сохраниться Имя Божие на карте Кировской области! Ведь богоборцы хотели стереть Его с лица земли, чтобы Оно не произносилось уже никогда и нигде. В итоге к 70-м годам прошлого века на всю округу осталось несколько действующих храмов во имя Святой Троицы: в селах Истобенск, Быстрица, Волково, Кстинино, и уцелела одна церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа - в Спас-Талице!
На весь полумиллионный город Киров в ту пору была открыта одна-единственная церковь во имя Преподобного Серафима Саровского, а в радиусе 50 километров от областного центра - целых пять - и все Господские! Жители этих сел не бедствуют и сегодня: Истобенск был столицей советских миллионеров, в Быстрице колхозные коровы до сих пор бьют рекорды по надоям молока, Волково и Кстинино стали элитными дачными поселками.
А вот селения, потерявшие церкви, умирают мучительной смертью. Ибо исполнилось на них слово Евангелия: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы» (1 Кор., 3, 17).
Не только Именем Божиим, но и своими трудами сумели жители этих сел отстоять храмы. Спас-Талицкую церковь спас мужественный поступок Анны Вылегжаниной. Когда местные власти опечатали двери храма, Анна поехала в Москву и попала на прием к самому Н.С. Хрущеву. Какой разговор состоялся у нее с Генеральным секретарем, осталось неизвестным. Но старожилы сообщают, что не успела Анна вернуться в родное село, как власти открыли Спасскую церковь, и даже узорчатые решетки, выпиленные из церковных окон, приварили обратно. Кроме решеток рука разорителей ничего не коснулась.
Больших трудов стоило поддерживать старинную церковь в надлежащем виде. Власти не давали разрешения на ее ремонт, а строительные базы не продавали церкви стройматериалы. А ведь если здание ветшало, это было поводом для закрытия храма. Слава Богу, что в соседнем колхозе нашелся смелый председатель - Виктор Николаевич Дресвянников, который оформлял стройматериалы для Спасской церкви через свой колхоз. Это оставалось тайной до наших дней, а теперь, когда Виктора Николаевича нет в живых, послужит к славе Божией.
Храм украшался не только внешним благолепием, но и удивительными людьми. Таким человеком на протяжении многих десятилетий была певчая Анфиса Сергеевна, которая еще до революции окончила в Спас-Талице четырехклассную церковно-приходскую школу и пела на клиросе. Причем она читала не только итальянскую нотацию, но и крюковую знаменную запись «топориками». Своими дарованиями она служила Богу почти до горбачевской перестройки, передавая опыт молодым певчим - выпускникам советской «десятилетки».
Кстати, двухэтажное здание церковно-приходской школы в Спас-Талице исправно служит до сих пор. Оно крыто листовым железом с клеймом 1902 года выпуска, то есть возраст деревянного здания - больше 110 лет, а люди в нем все живут и живут!
С дореволюционной эпохой Спасскую церковь связывает еще одно легендарное имя - блаженной Натальюшки. Она была Божиим человеком, имевшим дар прозорливости. Жила она по домам у верующих людей, которые ухаживали за ней, так как Натальюшка не могла ни ходить, ни сидеть, а только двигала рукой, чтобы наложить на себя крестное знамение.
Историю с Натальюшкой рассказала нам прихожанка Спасской церкви Валентина Ивановна Перевалова, которая много лет читала и пела в этой церкви. А слышала она ее от своей бабушки Анастасии Алексеевны Тиуновой. Еще в молодости Анастасия Тиунова решила привезти Натальюшку к себе в гости, чтобы поухаживать за ней и помолиться вдвоем. Путь был неблизкий - через Спас-Талицу в соседнее село, а транспорт единственный - лошадиная повозка. Устроив Натальюшку на телеге, Анастасия Тиунова повезла блаженную к себе в деревню Тиваны. Когда они проезжали мимо Спасской церкви, Натальюшка попросила остановить телегу, приподнять ее лицом к храму, затем помолилась и сказала: «Этот храм будет неразрушим». Так и вышло: в соседних селах Шалегово, Пустоши, Камешница, Монастырщина от церквей не осталось и следов. А эта стоит по сей день.
Почему же уцелела Спасская церковь и жива Спас-Талица? Народная поговорка отвечает однозначно: не стоит село без праведника. А ведь прихожане давно догадывались, что в этом храме есть святые заступники. Многие чувствовали их присутствие, да только не знали их имен.
И вот несколько лет назад стало известно, что настоятелем Спасской церкви до революции служил будущий священномученик Александр Агафонников, прославленный в сонме Новомучеников и Исповедников Российских в 2000 году. Имя его теперь поминают в Спас-Талице за каждым Богослужением.
А может быть, село и церковь живы молитвами участника войны с Наполеоном полковника Якова Егорова, который, согласно надписи на надгробном камне, будучи родом из крестьян, достиг высокого воинского звания, служил в Преображенском полку, отошел ко Господу 14 февраля 1829 года и был похоронен за алтарем Спасской церкви? Словно про него написал М.Ю. Лермонтов: «Полковник наш рожден был хватом, слуга Царю, отец солдатам…» И за воина Иакова теперь вынимаются частички святой просфоры за каждой Литургией.
История Спасской церкви украшена именами и простых людей. Чего стоит одна судьба бабушки Параскевы, многолетней церковной старосты, которая была так усердна в своем служении, что иногда по целому месяцу не уходила домой, трудясь в церкви. Старожилы вспоминают, что каменный пол, промытый бабушкой Параскевой, был так чист, что в него можно было смотреться, как в зеркало.
Но были в истории села и другие имена, которые бы лучше не называть совсем. Это имена тех, кто варварски прорубал проем на колокольне, чтобы сбросить на землю огромный колокол. От страшного удара на перекрестке дорог образовалась большая яма, которую долго не могли засыпать. Однажды в ней «по самые уши» застряла хлебовозная машина, и водителю пришлось вылезать через окно кабины. С тех пор язык от большого колокола лежит на колокольне, и передвинуть его с места на место не под силу никакому богатырю.
Не будем мы называть и имя бывшей учительницы Спас-Талицкой школы, которая в 80-е годы устраивала гонения на сына священника, настраивая против него одноклассников, хотя мальчик был круглым отличником. Однажды дети утащили у него иконку Божией Матери, которую мальчишка носил с собой, и предлагали ему выкупить образок за десять рублей. Когда об этой травле узнали в Епархиальном управлении, тогдашний секретарь Вятской епархии отец Александр Могилев приехал из Кирова и два часа лично беседовал с учительницей. А напоследок пообещал ей вернуться сюда даже из соседней епархии, если она не образумится. Сегодня Владыка Александр (Могилев) служит правящим Епископом соседней Костромской епархии, а мальчишка, за которого он заступался, - священником Екатерининского собора города Слободского.
Современная история Спасской церкви не менее интересна. Начнем, пожалуй, с чуда, которое разнеслось по Вятской епархии несколько лет назад. Настоятель церкви священник Николай Смирнов решил почистить киоты святых икон. Когда он снял стекло с иконы Божией Матери «Скоропослушница», написанной в прошлом веке монахиней одного Вятского монастыря, то обратил внимание, что на стекле отразилась точная копия образа Скоропослушницы, сделанная как бы из мельчайших капелек. Сколько лет назад отпечаталось изображение на стекле, было неизвестно, так как киоты не снимались много лет. Батюшка поместил нерукотворный образ в алтарь и направил рапорт Вятскому Митрополиту Хрисанфу. Спустя какое-то время в село прибыла епархиальная комиссия во главе с благочинным протоиереем Михаилом Ильницким, которая подтвердила действительность этого чуда.
О чуде заговорили по всей округе. Люди потекли в храм, чтобы увидеть нерукотворный образ собственными глазами. Многие благоговейно прикладывались к стеклу с образом Скоропослушницы, а кое-кто и просто с праздным любопытством разглядывал творение Невидимого Художника и поворачивался к выходу. В округе стали появляться всякие материалистические версии насчет того, как отпечатался образ на стекле. Предполагали, что свежие краски иконы каким-то образом «впитались» в структуру стекла, и вот получилась точная «фотокопия».
Тем временем настоятель Спасской церкви каждую субботу совершал молебны перед чудотворным образом. А для «старого» образа Скоропослушницы, писанного красками, решил заказать новый киот. И вдруг обнаружил, что на стекле, временно покрывавшем писаный образ Божией Матери, проявилось новое нерукотворное изображение, аналогичное первому. Видимо, оно было явлено для посрамления слухов и утверждения того, что это чудо явное.
А сколько было неявных чудес! Ну хотя бы то, что на одном клиросе в одно время выросли три священника! Втроем они пономарили здесь школьниками, затем вместе поступили в Московскую Духовную семинарию, вместе учились и сдавали экзамены, встретили там своих будущих матушек, женились и друг за другом приняли священный сан. Теперь один из них - настоятель этой церкви отец Николай, второй - его старший брат отец Евгений - служит в Екатерининском соборе г. Слободского, а третий - отец Сергий Уланов - в Отделе внешних церковных связей Московской Патриархии.
О родных братьях иерее Евгении и иерее Николае стоит сказать особо. Они буквально выросли в Спасской церкви и с младых ногтей знали наизусть все Богослужение и требы. Даже играли вместе «в крестины» и «в отпевание». Правда, уполномоченный по делам религии запрещал мальчишкам петь на клиросе, грозя лишить регистрации их отца - священника Александра… А когда старший Евгений после рукоположения приехал в Спас-Талицу, он совершил первую Литургию в родной церкви в священническом облачении своего покойного отца. Со слезами наблюдала за ним с клироса его мама Татьяна Владимировна.
Вернувшись после семинарии на родной приход в 2003 году, отец Николай все силы приложил к тому, чтобы повернуть своих односельчан к Богу. В начальной школе села он окрестил всех детей и стал преподавать уроки Закона Божия. И вот как-то раз одна его ученица не пришла вовремя домой, и рассерженная мать разыскала ее на другом конце села. Люди передают этот эпизод так: мать гонит дочку домой с ремнем в руках, а девчонка бежит мимо храма и крестится на него…
В прошлом году Богом хранимое село отметило свое 360-летие. На престольный праздник Спаса Нерукотворного Образа братья-священники совершили торжественное Богослужение. Затем прихожане прошли Крестным ходом по центральной улице с праздничным Образом Спасителя и чудотворной иконой «Скоропослушница». Силами церковного хора прямо на ступенях храма для жителей села был дан концерт, по окончании которого отец настоятель пригласил всех односельчан на экскурсию по храму. И здесь впервые за много лет, а кое-кто и впервые в жизни перешагнул порог родной церкви…
С удивлением выслушали они историю «Скоропослушницы». Узнали и о других святынях - Иверской иконе Божией Матери, привезенной в Спас-Талицу с Афона в 1913 году, о Порт-Артурской иконе Божией Матери (на самурайских мечах), сооруженной усердием верующих Спасской церкви в 1926 году - к 10-летию окончания осады Порт-Артура. И о многих других Спас-Талицких святынях, в которых запечатлелась вся история России за последние триста лет.

Олег Четвериков,
г. Вятка (Киров)