История прихода
Летопись храма Спаса Нерукотворного
Храм в с. Спасо-Талица был построен к 1778 г. О состоянии храма в старые времена нам рассказывает книга "Вятская Епархия"(19121г.):"...приход состоит их 54 селений, прихожан православных русских - 2886 - мужского пола и 3026 - женского пола. Село расположено на низменной местности, переходящей к северу от села в болотисиую и луговую. На севере тянется лесной бор; близ села протекают речки Истобница и Талый Ключ; около села встречаются небольшие перелески из некрупного елового и соснового леса. В 10 верстах( примерно 10,5 км.) течет р. Вятка. В селе 3 школы: церковно-приходская мужская, земская мужская, земская женская. Главное занятие прихожан - земледелие. Вследствие малоземелья, многие крестьяне ходят на заработки в Сибирь и там несут разные обязанности по судоходству в качестве матросов, лоцманов и капитанов. Медпункт - в г. Орлове, волостное управление - Спасское в самом селе." Храм с.Спасо-Талица - один из немногих храмов Епархии, где Богослужения совершались в годы богоборчества и гонений на Церковь. Храм сохранил свое старинное благолепие. В настоящее время по благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Хрисанфа настоятелем храма является иерей Николай Смирнов. Проводятся работы по поддержанию храма в благолепном состоянии, на приходе действует воскресная школа и благотворительная трапезная, издается тиражом 999 экз. приходская газета "Искра Божия". Соверщаются службы в домовом храме при Оричевской районной больнице.Установлены и освящены поклонные кресты при основных дорогах пос.Оричи;
В начале двадцатого века в нашем храме служил великий и святой человек священномученик Александр Агафонников. Предлагаю Вам для прочтения его житие.
Мониторинг СМИ
14.10.2007
"Русская линия": Расстрелян в праздник Покрова
14 октября - память священномученика Александра Агафонникова В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.
Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.
За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен – в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]
Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.
Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя – 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше – 1/14 февраля.
"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", – отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]
Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев – священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.
А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, – здесь идет железная дорога из столицы – и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).
По церковному календарю 10 декабря – день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно – их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.
Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]
В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи – все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]
Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]
В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже – в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни…
Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.
В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]
Митрополит Кирилл (Смирнов) – род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах – еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 – 1918 годов. С 1920 года – митрополит Казанский и Свияжский.[16]
Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл – одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <…> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана – с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание – с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду – с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]
Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.
В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года – день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).
Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря – младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.
Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1937 года.[25]
14.10.2007
"Русская линия": Расстрелян в праздник Покрова
14 октября - память священномученика Александра Агафонникова В августе 2000 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил в лике святых свыше тысячи новомучеников и исповедников, пострадавших за веру в 20-м веке. Среди них был и свящ. Александр Агафонников.
Как пишет краевед В.Кордюков, священник Александр Агафонников родился в 1881 году. В 1907 году был назначен в церковь с.Монастырщина Вятской епархии. Летом 1915 года[1] (по другим данным, в 1914-м[2]) переведен служить в Спасскую церковь села Спасо-Талица.
За несколько лет до этого, в 1910 году, храм был расширен – в память избавления от смерти Императора Николая II и его семьи при аварии яхты "Штандарт" 29 августа 1907 года. 11 ноября 1910 года перестроенный храм освятил епископ Вятский Филарет (Никольский).[3]
Каким он был, первый спасо-талицкий год о.Александра Агафонникова? Ведь жизнь на новом месте всегда полна яркими впечатлениями. Может, и для о.Александра год 1915-й был "необычайным",[4] как выразилась одна из вятских газет.
Но чем же, по мнению газетчиков, он был необычаен? Дело в том, что Пасха 1915 года была очень и очень ранняя – 22 марта (4 апреля нового ст.). Даже Благовещение Пресвятой Богородицы (оно отмечается, как известно, 25 марта/7 апреля) пришлось на Светлую пасхальную седмицу, а не, как обычно, на Великий пост. Да и сам Великий пост начался 2/15 февраля. Православные знают, что ежегодно в этот день празднуется великий праздник Сретения Господня. Так вот, в 1915 году из-за раннего начала поста "неподвижный" праздник Сретения сдвинулся на день раньше – 1/14 февраля.
"Такого "ключа границ" не было со времен Бориса Годунова и снова повторится только через 500 лет", – отмечала газета "Северное слово".[5] Термин "ключ границ" и вообще само празднование православной Пасхи было установлено еще в 4-м веке, Никейским собором, который состоялся в 325 году.[6]
Летом того же 1915 года, 15 июля, исполнилось 900 лет со дня кончины св. равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Было повелено "повсеместно совершить торжественные богослужения, устроить крестные ходы и производить весь день колокольный звон в церквах".[7] Уверен, все это было в Спасо-Талице у о.Александра Агафонникова и у его родных братьев – священников Николая и Василия, которые служили в других храмах епархии. И во время общехристианской радости они также молились о здравии своего отца, иерея Владимира Агафонникова.
А 10 декабря 1915 года газета "Северное слово" сообщала, что "ожидается сегодня"[8] приезд в Вятку нового губернатора Николая Андреевича Руднева. Конечно, Руднев ехал через Оричи, – здесь идет железная дорога из столицы – и, вполне возможно, спасо-талицкий настоятель знал об этом (и молился о новом главе губернии).
По церковному календарю 10 декабря – день памяти свят. Иоасафа Белгородского (в спасо-талицком храме находится замечательная икона святого). Н.А.Руднев подъезжал к месту своего назначения, еще не зная, что в Вятке полным ходом шло строительство Феодоровской церкви, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, покровительницы династии Романовых. Как отмечали газеты той поры, оно посвящалось "в память св. угодников Феодосия Черниговского, Иоасафа Белгородского, Серафима Саровского, Анны Кашинской и др."[9] То, что были выбраны имена этих святых, не случайно – их прославление или восстановление почитания свершилось в царствование Императора Николая II.
Личность же самого Н.А.Руднева, последнего вятского губернатора до 1917 года, лучше всего характеризуют следующие слова: "Мы все обязаны во имя блага дорогой Родины исполнять спокойно каждый свое дело".[10]
В годы Первой мировой войны такие слова звучали как напутствие. Это понимали не только государственные мужи – все истинные слуги России. Не случайно в первый день Рождества нового, 1916 года, по указанию Св.Синода, вместо традиционного благодарственного молебна "об избавлении России от нашествия Наполеона был отслужен просительный молебен о даровании победы русскому оружию и оружию союзников".[11]
Известно, что за время своего служения в Спасо-Талице отец Александр Агафонников состоял действительным членом Вятского церковно-певческого общества. Осенью 1914 года получил архипастырское благословение "за труды по церковно-школьному делу". В 1917 году назначен благочинным по 1-му округу Орловского уезда.[12]
В 1918 году, как говорится в житии о.Александра, он был переведен в Вятку.[13] Впрочем, по другим сведениям, это случилось позже – в 1919 году. В Вятке он служил всего несколько месяцев и уже в июле 1919 года назначен в Троицкий собор г.Котельнича.[14] Если батюшка ехал к месту своей новой службы в поезде, то, бесспорно, из окна вагона увидел в последний раз купол спасо-талицкого храма, которому отдал несколько лет жизни…
Именно в Котельниче в конце 1926 года о.Александр оказался вовлечен в события, которые были судьбоносными для всей Русской Православной Церкви.
В то время в городе отбывал ссылку митрополит Казанский Кирилл (Смирнов).[15]
Митрополит Кирилл (Смирнов) – род. в 1863 году в г.Кронштадте. В 1887 году окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, рукоположен во священники. В 1902 году после смерти жены и дочери принял монашество. В 1904-1920 годах – еп.Гдовский (викарий С.-Петербургской епархии), последовательно второй, первый викарий С.-Петербургской епархии, еп.Тамбовский и Шацкий. В 1908 году перед своей кончиной св. прав. Иоанн Кронштадтский просил, чтобы его отпевал еп.Кирилл. В 1913 году возведен в сан архиепископа. По ходатайству и трудами Владыки совершилось прославление свят.Питирима Тамбовского. Член Поместного Собора 1917 – 1918 годов. С 1920 года – митрополит Казанский и Свияжский.[16]
Вот как характеризует святителя одно из авторитетных исторических изданий: "Митрополит Кирилл – одна из самых выдающихся, величественных фигур в истории Русской Православной Церкви 20 века. <…> Немного найдется примеров святителей столь безупречных, соединивших в своем подвиге горячую молитву с кипучей архипастырской деятельностью, достоинство высочайшего сана – с величавой простотой, смирением и любовью, могучий интеллект и удивительное пастырское призвание – с самоотвержением многолетнего узника, способность всегда и всем говорить правду – с вынужденным молчанием".[17] Даже в материалах ОГПУ говорится о том, что Владыку называли "святым митрополитом".[18]
Осенью 1926 года митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) со своими сподвижниками начал собирать подписи епископов под актом избрания Патриарха. Семьдесят два Владыки назвали кандидатом на Патриарший престол митрополита Кирилла. Но в дело вмешалось ГПУ, проведя стремительные аресты.[19] Как следует из жития о.Александра Агафонникова, именно на квартире священника был арестован митр. Кирилл.
В начале 1927 года в Вятской тюрьме Владыку Кирилла посетил Е.А.Тучков, начальник Шестого отделения секретного отдела ГПУ, занимавшегося исключительно церковными вопросами. Тучков предложил митрополиту сделку: возглавить Русскую Церковь в обмен на ряд уступок. Владыка ответил: "Евгений Александрович, Вы не пушка, а я не бомба, которой вы хотите взорвать изнутри Русскую Церковь".[20] После этого митр. Кирилл не был на свободе ни дня (расстрелян в 1937 году; канонизирован, как и о.Александр Агафонников, Архиерейским Собором 2000 года – день памяти свт. Кирилла 7/20 ноября).
Что касается о.Александра Агафонникова, то решение о его аресте было принято 7 января 1927 года,[21] в праздник Рождества Христова. На следующий день, 8 января, батюшку арестовали. Вскоре последовал приговор, трехлетнее заключение. После освобождения о.Александр жил и служил в течение 1930-1933 годов в вятских храмах. А потом по совету своего брата о.Николая, служившего в Подмосковье, переехал и служил в храме с.Лемешово Подольского района.[22] Здесь он был вновь арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.
Расстрелян и похоронен на полигоне Бутово под Москвой. Здесь же расстреляны и похоронены: 5 ноября старший брат батюшки о.Николай[23], а 9 декабря – младший брат о.Василий Агафонниковы. Только с 8 августа 1937-го по 19 октября 1938 года в Бутово было расстреляно 20675 человек.
Священник Александр Агафонников принял мученическую кончину 1/14 октября – в праздник Покрова Пресвятой Богородицы – 1937 года.[25]
Хранимое Богом село |
|