Приход храма Спаса Нерукотворного села Спас-Талица - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Буклеты по приходскому консультированию

ПО БЛАГОСЛОВЛЕНИЮ

НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА СПАСА НЕРУКОТВОРНОГО СЕЛА СПАС-ТАЛИЦА

НИКОЛАЯ НИКОЛАЯ СМИРНОВА

 

КРЕЩЕНИЕ

 Крещение — таинство православной церкви, при совершении которого крещаемый очищается от грехов прошлой жизни и подготавливается приобщению церкви.

 Это необходимое условие для рождения свыше, чтобы войти в Царствие Божие.

 Во время совершения таинства священником произносятся установленные молитвы и происходит либо троекратное погружении человека в воду, либо обливание крещаемого водой.

Ниже приведена информация, которая позволит родителям крещаемого, крестным родителям и самому крещаемому (если он уже взрослый) узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Крещения непосредственно в нашем Храме.

 Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по-поводу Таинства Крещения и ответы на которые здесь не представлены.

 С какого возраста можно крестить ребенка?

По установленной традиции крестят младенцев  с первого дня жизни.

 Когда можно совершать Таинство Крещения?

- Крещение совершается в любой период (день) года;

- периоды Постов не являются препятствием для Крещения;

- Православные праздники не являются препятствием для Крещения;

- для совершения Крещения необходимо предварительно записаться.

 Для записи на Таинство Крещения нужно:

- приехать в наш Храм и обратиться в церковную лавку для выбора даты и      времени Крещения.

- В нашем Храме Крещение совершается по воскресным дням в 10:00 (по            предварительной записи).

 Порядок подготовки к Крещению:

- Перед Крещением священник проводит огласительные беседы с крещаемым (если он взрослый) или с  родителями и предполагаемыми крестными (для младенца).

- Время бесед: пятница 18-00.(предварительно нужно позвонить по тел.2-12-92 или 8-922-915-25-36, так как время встречи может быть изменено)

- Темы бесед:

•  Знакомство. Истинный смысл и цель крещения.

•  Что такое Священное писание.

•  Разбор православного Символа Веры.

•  Заповеди Божии.

- Желательно:

 • будущим крестным выучить/знать «Символ Веры» (во время Крещения эта молитва читается крестными вслух раза);

• по возможности прочесть Святое Евангелие, а также исповедаться и причаститься перед таинством  Крещения.

- На сороковой день мать крещеного младенца приходит в Церковь, где над ней читается молитва 40-го дня: «Жене родительнице, по четыредесяти днех».

 Некоторые особенности Таинства Крещения для взрослых:

- по возможности – соблюдать пост в течение 2-3 дней до Таинства Крещения;

- желательно – в сам день Крещения с утра не есть, не пить и не курить;

- живущим в браке накануне ночью воздержаться от супружеского общения;

- являться на Таинство Крещения нужно чистым и опрятным, без косметики и украшений;

- для женщин – Таинство Крещения осуществляется по окончании месячного очищения.

Что нужно приготовить с собой на Крещение:

- православный крестик (если есть сомнения, то лучше показать его священнику заранее);

- крестильную рубашку (новую);

- большое полотенце (чтобы завернуть ребенка после купели);

- свечи;

- все крещеные люди, присутствующие на крещении, должны иметь нательный крестик.

 Стоимость крещения в нашем Храме?

- Крещения совершается на пожертвования;

 Какое имя дается ребенку при Крещении?

- христианину дается имя православного Святого, который станет его небесным покровителем;

- в месяцеслове подбирается  день памяти того Святого, с которым крещаемый носит одинаковое имя (данное родителями);

- если в году несколько дней памяти Святых с подобным именем, то выбирается тот день памяти, который следует первым после дня рождения крещаемого;

- если имени, которым назван крещаемый, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию либо святого, память которого совершается в этот день;

- имена «Мария» и «Иисус» — в Православной Церкви не принято давать            имена в честь Иисуса Христа и Матери Божией. Причина – сугубое благоговение перед Их святостью.  Имя Иисус дается в честь св. праведного Иисуса Навина. Распространенное на Руси имя Мария православные христианки носят в память святых угодниц Божиих: Марии Магдалины, Марии Египетской и других. 

 Когда празднуются Именины?

Именины празднуются в День Церковного почитания (день памяти) того Святого, именем которого человек наречен при Крещении.

День памяти Святого выбирается  после дня рождения крещаемого, а не до.  Т.е. именины человек отмечает  после дня своего рождения, а не до.

Как празднуются день Ангела?

Денём Ангела можно назвать и  день совершения Таинства Крещения. Именно в день Крещения человек получает своего Ангела-Хранителя, который будет рядом с ним во все дни его жизни. Важно в этот день приступить к таинству исповеди (для взрослых) и к Причащению.

 С какого возраста можно становиться крестными родителями (восприемниками)?

По существующим правилам восприемником/восприемницей человек может стать в 18 лет.

 Обязательные требования к крестным родителям:

- крестные родители должны быть сами крещеными в Православие;

- если человек, которого выбрали быть крестным родителем, сам недавно            принял Крещение, то он может стать Восприемником  только  по прошествии 1 года, после своего собственного Крещения.

Недопустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

- Согласно 63-го правила VI Вселенского собора ни в настоящем ни в будущем — невозможны браки между:

•  крестными родителями и их крестными детьми (крестниками);

•  крестными родителями и физическими родителями крестников;

•  крестной матерью и крестным отцом одного и того же крестника.

- Согласно 53 правилу VI Вселенского собора,  недопустимо,  чтобы приемный отец/приемная мать становились крестными родителями по отношению к своему приемному ребенку.

 Некоторые допустимые варианты родственных связей между духовными родственниками:

- муж и жена могут быть крестными родителями разных детей в одной и той же семье;

- брат и сестра, отец и дочь, мать и сын могут быть крестными одного и того же крестника;

- несколько детей из одной семьи могут иметь одинаковых крестных родителей;

- брат/сестра может быть крестным отцом/крестной матерью родному брату/сестре;

- дедушки, бабушки, дяди и тети - не состоящие друг с другом в браке - могут стать крестным родителями у одного и того же внука, племянника;

- отношения между кумовьями (кум/кума – это крестные родители одного            крещаемого по отношению друг к другу, а также по отношению к родителям крещаемого):

•  состоящие в браке родители крещаемого могут быть/стать крестными по отношению к детям своих кумовей (но не у одного и того же ребенка);

- человек может становиться крестным родителем у нескольких человек из одной и той же семьи.

 Сколько раз можно становиться крестными родителями?

Можно становиться крестными любое количество раз, если при этом Вы сможете (чувствуете в себе силы) надлежащим образом исполнять обязанности крестного родителя:  участвовать в религиозном воспитании своих крестников, воспитывать их в духе Православия и благочестия.

 Сколько крестных родителей может быть у одного крещаемого?

- Церковные правила предписывают иметь для ребенка восприемника            того же пола, что и сам крещаемый, т.е. для мальчика – мужчина, а для девочки – женщина;

- традиция выбирать для ребенка сразу обоих крестных: отца и мать, никак не противоречит канонам;

- ситуация, когда у крещаемого есть только один крестный родитель противоположного пола с крещаемым – допустима, но в исключительных случаях.

 Может ли один человек во время Крещения быть восприемником у нескольких человек (например, у близнецов)?

Канонических запрещений этому нет. Но технически это может быть довольно сложно, если будут крестить младенцев. Восприемнику придется держать и принимать от купели обоих младенцев одновременно. Лучше будет, если у каждого крестника будут свои крестные. Ведь каждый из крещаемых по отдельности – это разные люди, имеющие право на своего крестного.

Можно ли крестить без крестных родителей?

В крайних обстоятельствах, если невозможно найти восприемников, или Крещение совершается в критический для жизни человека момент, оно может быть совершено и без крестных родителей.

 Можно ли крестить ребенка в православной церкви, если один или оба родителя некрещеные или иноверцы?

Можно, если родители не возражают против воспитания своего ребёнка в Православной Вере и есть верующие православные крёстные.

 Можно ли креститься повторно?

Таинство крещения является духовным рождением. Совершается оно только раз в жизни. Повторное крещение для православного христианина невозможно ни при каких обстоятельствах!

 Можно ли отказаться стать крестным? Не будет ли это грехом?

Если человек чувствует внутреннюю неготовность или серьезно опасается, что не сможет добросовестно исполнять обязанности крестного родителя, то он вполне может отказать родителям ребенка (или взрослому крещаемому) стать крестным у их чада. В этом нет греха. Это будет более честно по отношению к ребенку, его родителям и самому себе, чем, взяв на себя ответственность в духовном воспитании ребенка, не исполнять этих обязанностей.

Что делать после крещения с крестильной рубашкой и полотенцем?

Из-за частичек святого мира, остающихся на крестильных одеждах и пелёнке, они хранятся, как святыня. В крестильную рубашку младенца одевают  и приносят на Причастие. Можно одеть рубашку малышу, если он сильно болеет и помолиться о его выздоровлении. Полотенце, если в него не заворачивали ребёнка после миропомазания, а просто вытерли им крещаемого после купели, можно и дальше использовать по назначению. 

 Это суеверные утверждения, не относящиеся к Православной вере:

- девушка не должна в первый раз быть крестной у девочки;

- незамужняя крестная отдает свое счастье, если первой крестит девочку, а не мальчика;

- беременная женщина не может становиться крестной матерью;

- если на крещении воск с волосами крещаемого потонет, жизнь крещаемого            будет недолгой.

 

 

ВЕНЧАНИЕ

 Венчание – это Таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

 Венчающаяся пара - обещает хранить верность друг другу.

 Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

 Ниже приведена информация, которая позволит вам узнать о некоторых особенностях проведения Таинства Венчания непосредственно в нашем Храме.

Пожалуйста, не забудьте заранее обсудить со священником все вопросы, которые у вас есть по поводу Таинства Венчания и ответы на которые здесь не представлены.

 День Венчания:

- выбирается по «венчальному» календарю на текущий год.

- для невест — выбирая день Венчания, пожалуйста, помните, что в дни женского месячного очищения Таинство Венчания не производится;

- выбранная вами дата  должна быть заранее согласована со священником:

•    для этого потребуется подъехать в Храм и лично обсудить  все имеющиеся вопросы;

- Таинство Венчания длится приблизительно 1 час;

- по предварительному согласованию со священником вы можете украсить Храм цветами;

- фото и видеосъемка  — 1 человек (или фотограф или видеосъемка), заранее оговаривается.

 Для таинства Венчания необходимо:

- предварительное собеседование со священником;

- Венчальную пару икон  — Спасителя и Божией Матери. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют                                                          в Таинстве Венчания — женихом и невестой;

- Венчальные свечи — продаются в Церковной лавке;

- рушник (венчальное полотенце) - обязательно однотонное: белое или розовое (для постилания под ноги).                                                                        Достаточно длинное, чтобы стоять на нем вдвоем;

- обручальные кольца - допустимы украшения из драгоценных камней.

По церковному уставу кольца должны быть                                                  разными: у жениха — золотое, а у невесты                                                  – серебряное (желательно это соблюсти).

 Стоимость Венчания.

- Таинство Венчания совершается на пожертвования;

- размер пожертвования –  не устанавливается, не оговаривается – это полностью ваше личное  решение.

 Обязательные требования для венчающихся:

- пожалуйста, постарайтесь проверить крепость и верность своих чувств  друг к другу, дабы избежать подачи прошения о церковном  расторжении брака по причине «не сошлись характерами»;

- постарайтесь заранее проверить свою способность смиряться с возможными моментами гордости, самомнения и эгоизма вашего  избранника/избранницы, чтобы для вашего семейного союза  это не стало неожиданным открытием и дорогой к расторжению  брака, заключенного перед Господом;

-  «Крест Господа» — в семейной жизни – это ваша любовь, смирение, уважение и жертвенность по отношению друг к другу.

 Обязательно жених и невеста:

- должны зарегистрировать свой брак в ЗАГСе. Если люди хотят супружеской жизни, но не хотят ее узаконить, то такие отношения Церковь освятить не может;

 - не должны иметь обязательств жениться или выйти замуж за другого;

 - не могут состоять:

 •    в кровном родстве — вплоть до четвертой степени родства т.е., например, с троюродным братом или сестрой);

•    в духовном родстве:

—  если желающие вступить в брак являются крестным и крестной у одного и того же человека;

—  если вы желаете вступить в брак с вашим крестником или крестницей;

—  если вы желаете вступить в брак  с вашим крестным или крестной;

 - должны исповедоваться накануне венчания (во время вечернего богослужения с 17-00);

- прийти в Храм в день Венчания к началу службы (Божественная Литургия  – 8.00 утра), ничего не есть, не пить и не курить накануне, с 12 часов ночи. В день Венчания – причаститься Святых Христовых Тайн;

- должны быть с нательными крестиками.

 Желательные требования для венчающихся: 

- за 3 дня до Венчания подготовиться к Таинствам исповеди и Причащения:

•   постом — воздержание от скоромной пищи: мяса, яиц, молока  и молочных продуктов,  а если супружеская жизнь

уже имеет место — воздержание от брачных отношений;

•   и молитвами — к домашним вечерним молитвам добавляется правило ко Святому Причащению (оно  включает в себя каноны: покаянный Господу Иисусу Христу, молебный ко Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю, а также Последование ко Святому Причащению);

- жених и невеста должны иметь шаферов (свидетелей), которые будут держать венцы.

 Требования к свидетелям.

- оба свидетеля обязательно должны быть крещенными в православной вере и присутствовать на Таинстве Венчания в нательных крестиках;

- свидетелями не могут быть родители венчающихся;

- свидетелями не могут стать разведенные супруги – т.к. сами не сохранили благодати, полученной ими в Таинстве Венчания и не могут быть верными духовными руководителями для создаваемой семьи;

- свидетелями не могут стать люди, живущие в «гражданском», не зарегистрированном в ЗАГСе, браке – открыто живя во блуде, они вообще не могут приступать к Церковным Таинствам.

 Некоторые особенности одежды невесты:

- у невесты должен быть головной убор, покрывающий голову (фата или платок);

- плечи должны быть покрыты (накидка, платок, фата);

- платье – белого цвета. Если же венчаются люди, уже прожившие в браке какое-то время, или вступают в повторный брак, то белого наряда невесте уже не положено;

- косметика и украшения — или отсутствовать, или в минимальном количестве.

- т.к. вам предстоит в день Венчания быть еще и на Литургии, то в совокупности, по времени, это займет несколько часов. Чтобы вам было удобно и безболезненно, подумайте об обуви без каблука.

  Возраст венчающихся:

- нижним возрастным пределом для совершения Таинства Венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе;

- в церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак: для женщин – 60 лет, для мужчин – 70 лет. Но, Церковь никогда не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся на склоне лет.

 Церковь не освящает союз между или с:

- иноверцами – представителями нехристианских религий (например, мусульмане). Принадлежащий к нехристианской

конфессии крещенным быть не может. Поэтому он                                        не может участвовать в православном таинстве,                                        каким является венчание. 

- некрещеными (и не собираются принять крещение перед Венчанием);

- атеистами;

- людьми, состоящими в кровном и духовном родстве;

- людьми, не имеющими духовной способности к браку – т.е. с людьми, чья официально подтвержденная душевная болезнь, лишает их возможности свободно и осознанно проявлять свою волю.

 Возможные варианты для Венчания:

- в особых случаях может быть сделано исключение и в отношении конфессионально-смешанных браков. Благословение на это может дать только правящий архиерей;

- православные, при наличии разрешения, могут сочетаться браком с инославными (с католиками, протестантами, лютеранами, армяно-григорианами) при условии, что их дети будут крещены и воспитаны в Православии.

 Ограничения на освящение брачного союза Церковью:

- если один из будущих супругов состоит в церковном или гражданском браке. Гражданский брак должен быть сначала расторгнут, а для церковного брака добавляется еще и условие благословления архиерея на новый брак;

- Церковь не допускает вступление в брак более трех раз, т.е. Таинство Венчания не будет совершено если одна из сторон вступает уже в четвертый гражданский брак (даже если церковный брак в этом случае – впервые);

- лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

 Вступление в брак с духовным лицом:

- если вашим избранником является человек, решивший стать священником, то заключение вашего брака возможно только до момента рукоположения вашего жениха, т.е. до принятия им священного сана;

- вы не можете вступить в брак с монахом или монахиней в силу данных ими обетов Богу.

Повторное Венчание допускается:

- если второй брак зарегистрирован в ЗАГСе;

- у правящего архиерея получено благословение на второе Венчание.

Поведение в Храме во время Таинства Венчания:

- Таинство Венчания – это не действо, не представление, это – молитва;

- по возможности, пожалуйста, отнеситесь с вниманием и благоговением к молитвам, которые произносятся священником:  в течении всей церемонии Церковь почти ни о ком больше не молится, как только о женихе и невесте (и одна молитва «за воспитавших родителей);

- все присутствующие при Венчании, по мере сил (молитвами, своими словами и мыслями), должны молиться о тех двоих, кто вступает в брак;

- если вы пришли заблаговременно и еще застали окончание Литургии, пожалуйста, отнеситесь с пониманием к тому, что вы находитесь в Храме, где совершается молитва;

- по возможности воздержитесь от не необходимых и громких разговоров и смеха.

Можно ли свидетелям менять руку во время венчания? 

Свидетель (-ница), который держит венец над головой жениха (невесты) при необходимости может сменить руку.

 Родительское благословление (в соответствии с традициями).

- жених и его родители приходят в дом родителей невесты и просит у них руки дочери;

- при согласии на брак, родители с обеих сторон  благословляют молодых на семейный союз: жениха - иконой Христа Спасителя,  девушку - иконой Пресвятой Богородицы;

- молодые осеняют себя крестным знаменем и целуют святые образа;

- вручая иконы, родители говорят о том, что время воспитания детей для них окончено и они с верой и надеждой вверяют детей своих всесильному заступничеству Господа и Матери Божией;

- иконы, после Венчания, ставят в красном углу, в доме, где будут жить жених и невеста;

- если иконы вешаются над кроватью молодоженов, то они должны быть снабжены легкой занавеской;

- если кого-нибудь из родителей нет в живых, то благословляет оставшийся в живых;

- в старину помимо благословления у родных родителей принято было получать благословление и у крестных родителей.

 Почему венчают в постные дни: среду и пятницу?

- с т. з. Церкви сутки начинаются с вечера;

- за Венчанием последует супружеская ночь;

- т.е., если Венчаться во вторник или в четверг, то супружеская ночь попадает на время поста – с вечера вторника/четверга, что недопустимо;

- при Венчании в среду/пятницу супружеская ночь наступает в период, когда период поста закончился (вечер среды и вечер пятницы).

 Почему не венчают в пост?

Это объясняется тем, что во время поста верующим людям положено посещать богослужения, а не устраивать брачный пир.  Раньше браком называли только свадьбу, а само слово «брак» происходит от славянского слова  «брашно», в переводе означающее «пир» или «еда». Пост – это время воздержания, в том числе и супружеского. Не положено во время поста посещать увеселительные места – человек должен морально очистится за это время. Если посмотреть на календарь венчаний, то в году больше дней, когда не венчают, чем дней, когда венчание разрешено.

Накануне венчания, православные христиане должны придерживаться  поста, перед таинством следует также посетить литургию, исповедоваться и причастится.

 Краткое описание Обручения:

- Обручение (предшествует Венчанию) – скрепляет взаимные обещания вступающих в Брак и знаменует собой то, что Брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению.

- Для большего осознания, что обручение совершается перед лицом Божиим, жених и невеста предстают перед святыми дверями храма, а священник, символизируя Господа Иисуса Христа – находится в алтаре.

- Священник вводит венчающихся в храм – с этого момента пара, перед лицом Самого Бога, в его Храме, начинает свою новую супружескую жизнь.

- Обряд начинается каждением. Священник трижды благословляет жениха, который каждый раз осеняет себя крестным знамением, затем невесту, произнося: «Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа» и дает им зажженные свечи. Свечи знаменуют чистую и пламенную любовь, целомудрие             жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.

- Произносятся молитвы, славящие Господа; молитвы о брачующихся от  лица всех присутствующих в Храме. Затем, по повелению священника, все присутствующие преклоняют свои головы перед Господом, в ожидании от него духовного благословления. Священник тайно читает молитву, после чего надевает кольцо жениху,  троекратно осеняя его крестообразно, и невесте. После благословления венчающиеся             обмениваются кольцами три раза в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает.

- Произносится молитва Господу о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение и послал Ангела Хранителя жениху и невесте в их новой жизни.

 Краткое описание Венчания:

- Следуя за священником с кадильницей, жених и невеста с зажженными свечами входят на середину храма. Хор встречает их пением, прославляющим благословлённое Богом супружество.

- Перед аналоем (на котором лежат крест, Евангелие и венцы) разостлан на полу плат (белый или розовый). На него становятся венчающиеся. Священник задает вопросы жениху (потом невесте) —   подтверждают ли они свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

- Священник провозглашает сопричастность брачующихся Царству Божиему, затем – произносится краткая ектения о благосостоянии душевном и телесном.

- Далее следуют три молитвы, в которых священник просит у Господа благословить этот брак; благословить, сохранить и помянуть брачующихся и о том, чтобы Господь сочетал брачующихся, венчал их в единое целое и даровал им детей.

- По окончании молитв священник венцом знаменует жениха, дает ему поцеловать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца и произносит: «Венчается раб      Божий….». На венце невесты прикреплен  образ Пресвятой Богородицы.

- Украшенные венцами брачующиеся предстоят лицу Бога, ожидая благословления  Божия. Возглашение: «Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!” произносится священником трижды с троекратным благословлением жениха и невесты.

 - По возможности гости безмолвно помогают священнику, повторяя: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

- Затем читается Послание к Ефесянам, в котором брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви: это и самопожертвование Христа за грешных людей и последователи Его, готовые жизнь отдать за свою веру и любовь к Господу. Венчающимся пытаются донести страх опечалить любимого, нарушить душевное единение семьи. Лишиться любви — значит, лишиться присутствия Божия в семейной  жизни. Муж и жена равны между собой и повинуются Господу Иисусу Христу.

- Читается Евангелие от Иоанна о Божием благословении супружеского союза и освящении его.

- Молитва о сохранении венчающихся в мире и единомыслии, чтобы брак был честным и дожили они до старости, исполняя заповеди Божии от чистого сердца.

- После возглашения: «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе…» все присутствующие на Таинстве поют «Отче Наш». В знак покорности и преданности Господу жених и невеста преклоняют головы под венцами.

- Приносится чаша общения (с красным вином) и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Они троекратно, по глоточкам, отпивают общего вина, после чего священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку, знаменуя то, что муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки.

- Знаменуя супружество, как вечное шествие рука об руку, три раза обводит священник новобрачных вокруг аналоя с пением тропарей: «Исаие, ликуй…», «Святии мученицы» и «Слава тебе, Христе Боже, апостолов похвале…». По окончании торжественного шествия, священник снимает венцы с супругов и обращается к ним с приветственными словами.

- Далее следует молитва к Господу о воспринятии венцов новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Божием. Вторая молитва (с преклонением голов новобрачных) – эти же прошения запечатлеваются именем Святой Троицы и иерейским благословением.

- Целомудренный поцелуй венчающихся – свидетельство святой и чистой любви друг к другу.

- Теперь новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста — образ Божией Матери; затем они меняются местами и снова прикладываются к иконам. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху — образ Спасителя,             невесте — образ Пресвятой Богородицы.

 Это суеверные утверждения, не относящиеся к Православной вере:

- младшим братьям/сестрам нельзя выходить замуж раньше, чем старшие;

- нельзя Венчаться будучи беременной;

- нельзя сочетаться браком и Венчаться в високосный год;

- упавшее кольцо или погасшая венчальная свеча – предвещают  всевозможные неприятности, трудную жизнь в браке или раннюю смерть одного из супругов;

- тот из брачующихся, кто первым вступит на расстеленное

полотенце, будет всю жизнь главенствовать в семье;

- тот, чья свеча после таинства окажется короче, тот и раньше умрет;

- нельзя венчаться в мае, «будешь потом всю жизнь маяться».

  Когда не совершается Таинство  Венчания.

• во вторник и четверг - на протяжении всего года;

• в субботу - на протяжении всего года;

• накануне двунадесятых, храмовых и великих праздников (смотрите ниже перечень и даты всех этих праздников в 2013 году);

• во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов (смотрите ниже церковные многодневные посты в 2013 году);

• в продолжение Святок, с 7 января по 18 января;

• в  Неделю мясопустную, в течение сырной седмицы (Масленицы) и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы;

• в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября;

• также Таинство Венчания не совершается накануне престольных храмовых праздников (в каждом храме свои престольные праздники).

 Праздники:

 Двунадесятые, не переходящие праздники:

• 7 января - Рождество Христово;

• 19 января - Крещение Господне (Богоявление);

• 15 февраля - Сретение Господне;

• 7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы;

• 19 августа - Преображение Господне;

• 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы;

• 21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы;

• 27 сентября - Воздвижение Креста Господня;

• 4 декабря - Введение во храм Пресвятой Богородицы.

 Двунадесятые переходящие праздники:

• 8 апреля 2018 - Пасха - Светлое Христово Воскресение;

• 1 апреля 2018 - Вход Господень  в Иерусалим);

• 17 мая 2018 г. - Вознесение Господне;

• 27 мая - День Святой Троицы. Пятидесятница.

 Великие церковные праздники в 2018 году:

• 14 января - Обрезание Господне ;

• 7 июля - Рождество Иоанна Предтечи ;

• 12 июля - Святых апостолов Петра и Павла;

• 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи;

• 14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.

 Церковные многодневные посты в 2018 году:

• 19 февраля - 7 апреля  2018 года - Великий пост;

• 4 июня - 11 июля 2018 года - Петров пост (или Апостольский пост);

• 14 - 27 августа 2018 года - Успенский пост;

• 28 ноября 2018 года - 6 января 2019года - Рождественский пост (Филиппов пост);

 Сплошные седмицы в 2018 году:

Седмица – неделя с понедельника по воскресенье.

В эти дни отсутствие поста в среду и пятницу. Сплошных седмиц пять:

• Святки – с 7 января по 18 января ;

• Мытаря и фарисея – за 2 недели до Великого Поста с 29 января по 3 февраля 2018 г;

• Сырная (масленица) – неделя перед Великим Постом (без мяса) с 12 февраля по 18 февраля 2018 г;

• Пасхальная (Светлая) – неделя после Пасхи с 8  апреля по 14 апреля 2018 г;

 • Троицкая – неделя после Троицы с 28 мая по 3 июня 2018 г.

 Церковные однодневные посты, дни в которые также не повенчают:

 • 18 января - Крещенский сочельник (Навечерие Богоявления)

 • 11 сентября - Усекновение главы Иоанна Предтечи

 • 27 сентября - Воздвижение Креста Господня   

 Исключения из этих правил могут быть сделаны по нужде только правящим архиереем.

Прежде чем выбирать дату окончательно – посоветуйтесь со священником!  

 

О Таинстве Исповеди

(вопросы и ответы)

 1. Что такое Исповедь?

– Исповедь – это Таинство, в котором верующий исповедует Богу грехи в присутствии священника и через него получает прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Исповедь – это не насильственное «выковыривание» грехов из совести, не допрос и тем более, не вынесение «обвинительного» приговора согрешившему. Исповедь – это не беседа о своих недостатках, сомнениях, не осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай».

Исповедь – это горячее покаяние сердца, жажда очищения, умирание для греха и оживление для святости. Исповедь – это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку.

2. Зачем надо исповедоваться?

– А зачем надо смывать с себя телесную грязь? Однако, о теле, которое живѐт временно, человек заботится, но ещѐ более он должен заботиться о душе, которая будет жить вечно. Грязь души – это грехи, от которых можно очиститься только на Исповеди. Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят еѐ так, что человек начинает чувствовать внутреннее беспокойство или опустошѐнность. Он может неожиданно впадать в раздражение, в какие-то нервные срывы, не имеет внутренней твердости. Причину всего происходящего человек часто и сам не понимает, а она заключается в том, что на его совести лежат не исповеданные грехи. Через Исповедь возвращается та чистота, которая была утрачена из-за грехов. Исповедь – это великая Божия милость к слабому и склонному к падению человечеству. Это доступное всем средство, которое ведѐт к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения. Искренняя Исповедь приносит христианину не только прощение грехов, но и полноту духовного здоровья: восстанавливает спокойствие совести и мир души, ослабляет худые наклонности и страсти, удерживает от новых грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении.

3. Покаяние и Исповедь – это одно и то же?

– Покаяние – это искреннее желание изменить жизнь по заповедям Божиим, это самая строгая и придирчивая самокритика и самооценка всех своих заблуждений, пороков, страстей – не только явных, но и тайных. Покаяние требует, чтобы человек стал добрым примером для других.

-  Исповедь – это обвинение себя в грехах перед Богом при свидетельстве священника. Истинное покаяние состоит не только в том, чтобы откровенно исповедать духовному отцу грехи, но и в том, чтобы уже не возвращаться к ним, чтобы сокрушѐнным сердцем сожалеть о прежних грехах, и не только сожалеть, но и заглаживать их добрыми делами, трудами покаяния.

4. Обязательно ли каяться священнику? Имеет ли значение, какому?

– Приходя на Исповедь, каются не перед священником. Будучи сам человеком грешным, священник – только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник – молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом. В этом и состоит моральный аспект Исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии постороннего лица – священника – требует немалого усилия по преодолению стыда, распятия своей греховности, гордыни, и это приводит к несравненно более глубокому и серьѐзному результату. Для действительно страдающего от язвы греха человека безразлично, через кого он исповедует этот томящий его грех – лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. И недостойные священники не препятствуют получать в Таинствах благодать Божию. Поэтому самое важное в Исповеди – не принимающий еѐ священник, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.

5. Неужели все люди грешники?

– Да, все много грешат перед Богом. Разве осуждение, тщеславие, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев – не постоянные спутники человеческой жизни? На совести многих лежат и более тяжкие преступления: детоубийства (аборты), супружеские измены, обращение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое, делающее людей грешниками, которые обязаны искупить свои грехи покаянием и добрыми делами. Вот ступени, по которым грех входит в человека: образ, внимание, интерес, влечение, страсть.

6. Что такое грех, как его уничтожить?

– Всѐ то грех, что оскорбляет совесть и услаждает плоть. Грех – это не факт в биографии, который можно легкомысленно забыть. Грех – это «чѐрная печать», до конца дней пребывающая на совести и не смываемая ничем, кроме Таинства Исповеди. Грех обладает растлевающей силой, способной вызывать цепочку последующих, более тяжких грехов. Вот ступени, по которым в нас входит грех: образ, внимание, интерес, влечение, страсть. Хорошо не быть никому должным. Хорошо чаще оплачивать долги, а иначе они, накопившись, делаются слишком большими, тягостными, неоплатными. Так и грехи – долги наши перед Господом – хорошо как можно чаще оплачивать, каясь, исповедуясь перед священником, и внутренне ежедневно, ежечасно, постоянно каясь перед Господом. Корни греха истребляются борьбой с греховными мыслями и повторением исповедания уже тогда, когда мысли начнут одолевать.

7. Что будет, если всю жизнь не исповедоваться?

– Нельзя откладывать покаяние и ждать, когда на духовной одежде не останется светлого пятнышка: это ведѐт к притуплению совести и к духовной смерти. При пренебрежении Исповедью грех будет угнетать душу и вместе с тем (после оставления еѐ Духом Святым) в ней могут открыться двери для проникновения тѐмной силы и развития всевозможных страстей и пристрастий. Может наступить период вражды, ссор и даже ненависти к окружающим, что отравит жизнь и согрешившему, и его близким. Могут появиться дурные навязчивые мысли и чувства: у одних – непреодолимый страх смерти, у других – стремление к самоубийству. Могут возникнуть различные нездоровые физические и душевные проявления – например, припадки эпилептического характера или безобразные душевные проявления, которые характеризуется как одержимость и бесноватость.

8. Какой грех самый тяжѐлый?

– Самый пагубный и тяжѐлый грех – это неверие. Если человек согрешит из-за своего несовершенства и покается, то Господь простит его скорее, чем когда он грешит неверием, ибо в этом случае человек восстаѐт против Самого Бога.

9. Отчего на Исповеди бывает бесчувствие?

– Бесчувствие на Исповеди большей частью имеет своим корнем отсутствие страха Божия и скрытое маловерие.

10. Может ли Исповедь быть недействительной?

– Исповедь бывает пуста, недействительна и даже оскорбительна для Господа, если на это Таинство идут без всякой подготовки, не испытав своей совести, по стыду или другой причине скрывают свои грехи, исповедуются без сокрушения, формально, холодно, механически, не имея твѐрдого намерения впредь исправиться. Некоторые умудряются иметь несколько духовников – с таким расчѐтом, чтобы одному говорить одни грехи, а другому – другие. В этом случае, конечно, все подобные Исповеди не принимаются Господом.

11. Как подготовиться к первой Исповеди?

– Подготовиться к Исповеди – значит посмотреть на свою жизнь и свою душу покаянным взглядом, проанализировать свои дела и мысли с точки зрения заповедей Божиих, помолиться Господу о прощении грехов и даровании истинного покаяния.

Самоосуждение – вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости следует записать грехи (все свои нехорошие мысли, чувства и дела) для памяти, чтобы не упустить чего-либо во время совершения Таинства. Исповедь должна быть своя, а не так, чтобы переписать из книжки подходящие грехи и прочитать их перед священником.

Желающему очистить свою совесть на Исповеди надо:

– иметь твѐрдую веру и надежду на Бога;

– иметь сокрушение о том, что прогневали Бога;

– простить всем своим врагам и оскорбителям все обиды;

– без всякой утайки объявить перед священником все грехи;

– положить твѐрдое намерение впредь жить как можно осторожнее.

12. Что должен знать желающий приступить к Исповеди?

– При наличии законного таиносовершителя – православного священника – к Исповеди можно приступать в любое время и как можно чаще. Общепринятой является Исповедь перед Причастием (в наше время верующие люди, как правило, причащаются 1-2 раза в месяц, начинающим желательно причащаться не реже 4-5 раз в год).

Исповедь – это не беседа. Если надо посоветоваться со священником, то следует попросить его уделить для этого особое время. На Исповеди надо говорить только о своих грехах (ни в коем случае не стараясь обелить себя и судить окружающих) и просить у Господа прощения за свои прегрешения. К Исповеди можно приступать, только предварительно со всеми примирившись. Исповедоваться, не примирившись – бесполезно, а причащаться так – смертный грех. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо смущаться краткостью Исповеди – Таинство совершилось во всей полноте. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно. Никогда не надо смущаться тяжестью своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных.

13. Что такое епитимия?

– Епитимия – своего рода духовное лекарство, направленное на искоренение порока. Это могут быть поклоны, чтение канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту – в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить еѐ может только тот священник, который еѐ наложил.

14. Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?

– Если снова согрешили или вспомнили забытый грех, то надо ещѐ раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.

15. Обязательно ли после Исповеди причащаться? Можно ли исповедоваться и уйти?

– Причащаться после Исповеди необязательно, иногда можно приходить в храм только для Исповеди. Для тех, кто хочет причаститься, исповедоваться обязательно.

16. Можно ли исповедовать не все грехи?

– Кто скрывает свои грехи, тот не хочет с ними расстаться. Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из неѐ – подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестаѐт ему вредить. Некоторые из христиан скрывают на Исповеди свои грехи из-за ложного стыда, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, – и таким образом выходят от Исповеди не только не очищенными от грехов, но ещѐ более обременѐнными ими, и осуждаются. Не исповеданный священнику грех не прощается. Если хотя бы один грех сознательно утаѐн, умышленно не высказан, то его тяжесть увеличится, а вся Исповедь будет недействительна. А ведь жизнь, что пар: сегодня человек жив, а завтра готов ему исход, и покаяться уже не сможет. Если совесть у человека не потеряна, то она не даст ему покоя до тех пор, пока на Исповеди не будет сказано обо всех грехах. Не следует лишь говорить излишние подробности о грехах, которые не объясняют сути дела, а только живописно их рисуют.

17. Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же грех?

– Если он вновь совершѐн или продолжает тяготить совесть, то надо снова его исповедовать. Если этот грех больше не повторялся, то о нѐм уже не надо говорить, но следует постоянно чувствовать свою греховность: память о грехопадениях приводит к смирению.

18. Когда бывает Исповедь – до или после службы?

– Обычное время совершения Исповеди – перед божественной литургией или во время еѐ, перед Причастием. Иногда исповедуют на вечернем богослужении, иногда (при наплыве народа) назначают особое время. Узнать о времени Исповеди желательно заранее.

19. А что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?

– Их родственники могут прийти в храм и договориться со священником об Исповеди и Причастии больного на дому.

20. Должен ли быть пост перед Исповедью?

– При подготовке к Исповеди Церковный Устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила – необходимы только вера и покаяние. Исповедующийся человек должен быть крещѐным членом Православной Церкви, сознательно верующим (то есть считающим себя чадом Православной Церкви, признающим все основы православного вероучения) и раскаивающимся в своих грехах. Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста надо заранее посоветоваться со священником.

21. Если после Соборования вспомнился грех, надо ли сказать о нѐм на Исповеди?

– Да, обязательно надо.

22. C какого возраста надо исповедоваться ребѐнку?

– Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но бывают и исключения: в зависимости от развития ребѐнка священник вправе немного изменить возраст в ту или другую сторону.

23. Что делать, если не знаешь, как исповедоваться, что надо говорить священнику?

– Необходимое условие Исповеди – сокрушение. Исповедь должна быть смиренной и благоговейной. Надо обвинять только себя и не осуждать других, иметь твѐрдое намерение исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним грехам. Но надо говорить не только о собственных грехах, но также о тех грехах, на которые соблазнили ближних своими советами, уговорами или дурным примером; о тех добрых делах, которые могли бы сделать, но не сделали; о тех добрых делах, от которых отвели ближних; о тех добрых делах, которые сделали «с грехом пополам».

24. Полезно ли часто исповедоваться?

– Через частое покаяние грех теряет свою силу, свою прелесть, своѐ обаяние. Частая Исповедь истребляет неправду, отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, укрепляет против искушений, поддерживает бдительность, удерживает на пути заповедей Божиих, умножает стремление к благочестивой жизни и делает человека день ото дня чище и совершеннее. А не исповеданные согрешения легко повторяются, как бы совершѐнные в потѐмках или ночью. Кто часто и сразу исповедует грехи, тот получает от Господа не только прощение, но и силу бороться с грехами, а в дальнейшем и полную победу над ними, не приобретая при этом высокого о себе мнения и гордыни.

25. Как побороть стыд на Исповеди?

– Стыд на Исповеди бывает от гордости и изобретѐн диаволом: он сделал так, что люди не смущаются, когда грешат, а смущаются при покаянии. Это бывает, когда волнуются и стыдятся поведать священнику слабости, несовместимые с собственным достоинством, положением и т.п. Между тем на большинство грехов надо смотреть проще – констатировать факт без кокетства и кривляния: я человек и по-человечески согрешал. Согрешил как человек – и говорить приходится человеку же, повинному, может быть, в тех же грехах.

Священник все грехи знает, так как у него не одна душа исповедуется, а сотни, и его не удивишь никаким грехом, как бы велик и тяжек он не был. Наоборот, всякий какой-либо тяжкий исповеданный грех возбуждает в священнике особенную заботу об этом человеке.

Кто не откроет всех грехов, того Бог не покроет Своим милосердием. Но если всѐ же очень сложно сказать на Исповеди о своих грехах, то лучше написать их и отдать священнику, чем скрывать. Церковь – врачебница, а не судилище: здесь не на муки за грехи обрекают, а освобождают от грехов.

26. Что делать, если священник отказался выслушать Исповедь?

– Можно обратиться к другому священнику.

27. Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?

– Священнослужители обязаны хранить тайну Исповеди под страхом извержения из сана.

28. Все ли грехи Бог прощает?

– Чтобы доказать, что никакой грех не может помешать человеку войти в Царствие Божие, Господь первым ввѐл туда покаявшегося разбойника. Бог взирает не на множество и тяжесть грехов, а на усердие кающегося. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия ещѐ больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна. Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются.

29. Как узнать, прощѐн ли грех?

– Признак разрешения от грехов заключается в том, что человек возненавидел грех и всегда почитает себя должником перед Богом.

30. Что необходимо для прощения грехов?

– Для получения прощения грехов от исповедующегося требуется примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и истинное их исповедание, твѐрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

31. Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?

– Отлагать Причастие не надо, а об этом грехе надо сказать на Исповеди в ближайшее время.

 

О Таинстве Причащения

(вопросы и ответы)

 1. Что означает Причащение?

– В этом Таинстве под видом хлеба и вина православный христианин вкушает Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни, ибо в каждой частице раздробленного агнца содержится Весь Христос. Постижение этого Таинства превосходит разум человека. Это таинство именуется Евхаристией, что значит «благодарение».

2. Кем установлено Таинство Причащения?

– Таинство Причащения установлено Самим Господом Иисусом Христом.

3. Как и для чего Иисус Христос установил Таинство Причащения?

– Это Святое Таинство Иисус Христос установил на Тайной Вечери с апостолами накануне Своих страданий. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил Своим ученикам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26). Потом взял чашу с вином, благословил еѐ и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27,28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совершать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19).

4. Для чего надо причащаться?

– Чтобы войти в Царство Небесное и иметь вечную жизнь: без частого Причащения Святых Христовых Таин достигнуть совершенства в духовной жизни невозможно. Действующая в Таинствах Исповеди и Святого Причащения благодать Божия оживляет душу и тело, исцеляет их, осязательно действует так, что человек-христианин становится чувствительным к своим грехам и немощам, не так легко поддаѐтся греховным делам и укрепляется в истинах веры. Вера, Церковь и все еѐ установления делаются родными, близкими сердцу.

5. Достаточно ли для очищения от греха одного покаяния, без Причастия?

– Покаяние очищает от скверн души, а Причастие наполняет Божией благодатью и препятствует возвращению в душу лукавого духа, изгнанного покаянием.

6. Кто может причащаться?

– Причащаться могут и должны все крещѐные православные христиане после положенной для этого подготовки постом, специальными молитвами и Исповедью.

7. Как подготовиться к Причащению?

– Прежде Причастия требуется сердечное покаяние, смирение, твѐрдое намерение исправиться и начать новую благочестивую жизнь. Желающий достойно причаститься должен готовиться к этому Таинству несколько дней: больше и усерднее молиться дома, быть на вечернем богослужении накануне дня Причащения. С молитвой соединяется пост – воздержание от скоромной пищи: мяса, молока, масла, яиц, и вообще умеренность в еде и питье. Следует проникнуться осознанием своей греховности и беречь себя от злобы, осуждения и непотребных мыслей и разговоров, отказаться от посещения увеселительных мест. Лучше всего проводить время в чтении духовных книг. Надо исповедоваться вечером накануне дня Причащения или утром до Литургии. Перед Исповедью надо примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно попросив у всех прощения. Накануне дня Причащения после полуночи нельзя есть, пить и курить.

8. Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

– Для молитвенной подготовки к Причащению существует особое правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения накануне вечером четырѐх канонов – Покаянного Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу-хранителю, к Причащению и особых молитв к Святому Причащению. Конечно, вечером нельзя забывать о молитвах на сон грядущим, а утром – об утренних молитвах.

9. Как подходить к Причащению?

– После пения «Отче наш» надо приблизиться к ступенькам алтаря и ожидать выноса Святой Чаши. Детей надо пропустить вперѐд. Подходя к Чаше, надо крестообразно сложить руки на груди (правая поверх левой) и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть еѐ. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести своѐ христианское имя, данное при Крещении, широко открыть рот, благоговейно принять Святые Дары и тотчас проглотить. Затем поцеловать низ Чаши как ребро Христа. Нельзя трогать Чашу и целовать руку священника. Затем следует отойти к столику с теплотой, запить Причастие, чтобы святыня не осталась во рту.

10. Как часто надо причащаться?

– Это надо согласовать с духовным отцом, так как разные священники благословляют по-разному. Людям, стремящимся воцерковить свою жизнь, многие современные пастыри рекомендуют причащаться от одного до двух раз в месяц. Иногда священники благословляют и более частое Причащение, но это скорее исключение, чем правило. Обычно исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и храмовые праздники, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания. Не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.

11. Как и сколько поститься перед Причащением?

– Как правило, продолжительность поста перед Причастием составляет до трѐх суток. Телесный пост предполагает воздержание от скоромной пищи (от мяса, молока, яиц, масла, а при строгом посте – и от рыбы). Накануне Причастия надо воздержаться от супружеских отношений и с полуночи ничего не есть, не пить и не курить.

12. Кто не имеет права причащаться?

– Не крещѐный в Православной Церкви или крещѐный в других религиозных конфессиях,

– тот, кто не носит нательного крестика,

– кто получил запрет священника причащаться,

– женщины в период месячного очищения.

Причащаться нельзя для «галочки», ради определѐнных количественных норм. Таинство Причащения должно стать для православного христианина потребностью души, без которого становится очень трудно прожить.

13. Можно ли причащаться беременной?

– Надо, и как можно чаще. Это полезно и для матери, и для будущего ребѐнка.

14. Может ли православный христианин причаститься в какой-либо другой инославной церкви?

– Нет, только в Православной Церкви.

15. В любой ли день можно причаститься?

– Каждый день в Церкви происходит Причащение верующих, за исключением Великого поста, во время которого причаститься можно только по средам, пятницам, субботам и воскресеньям.

16. Когда можно причаститься на неделе в Великий пост?

– В Великий пост взрослые могут причащаться по средам, пятницам, субботам и воскресеньям, дети – по субботам и воскресеньям.

17. Можно ли причаститься в один день несколько раз?

– Причаститься дважды в день – страшный грех. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

18. Можно ли причаститься после Соборования без Исповеди?

– Соборование не отменяет Исповедь. На Соборовании прощаются не все грехи, а лишь забытые или неосознанные.

19. Как причаститься болящему на дому?

– Родственники больного должны предварительно договориться со священником о времени Причащения и о степени подготовки к этому Таинству.

20. Как причастить годовалого ребѐнка?

– Если ребѐнок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести к завершению Литургии – к началу пения молитвы «Отче наш», и затем причастить.

21. Можно ли ребѐнку до 7 лет поесть перед Причастием? Можно ли причащаться больным не натощак?

– Только в исключительных случаях разрешается причащаться не натощак. Этот вопрос решается индивидуально по совету со священником. Детей к воздержанию от пищи и пития перед Причастием надо приучать с малолетства.

22. Можно ли причаститься, если не был на всенощном бдении? Можно ли причаститься, если постился, но не читал или не дочитал правило?

– Прежде всего надо смотреть на своѐ исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин. Если продолжительная молитва несовместима с условиями жизни, не зависящими от желающего причаститься, то лучше сотворить краткую, но горячую молитву. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное – живая вера сердца и раскаяние в грехах. Но в целом этот вопрос священник решает индивидуально.

23. Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

– На земле нет ни одного человека, достойного Причащения Святых Христовых Таин, и если люди всѐ-таки причащаются, то лишь по особому милосердию Божию. Не люди созданы для Причастия, а Причастие для людей. Именно грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаются в этом спасительном источнике – как болящие в лечении. А те, кто сам себя считает недостойным и удаляет от Причащения, подобен еретикам и язычникам. При искреннем покаянии Бог прощает человеку грехи, и Причащение постепенно исправляет его недостатки. В основе решения вопроса о том, как часто надо причащаться, лежит степень подготовленности души, еѐ любовь к Господу, сила еѐ покаяния. Поэтому Церковь и предоставляет решать этот вопрос священникам, духовникам.

24. Если после Причастия ощущается холодность, значит ли это, что причастился недостойно?

– Холодность бывает у тех, кто ищет от Причащения утешений, а кто считает себя недостойным, у того остаѐтся благодать. Однако, когда после Причащения в душе нет мира и радости, надо усматривать в этом повод к глубокому смирению и сокрушению о грехах. Но отчаиваться и скорбеть не стоит: корыстного отношения к Таинству быть не должно.

Кроме того, Таинства не всегда отражаются на чувствах, а действуют и сокровенно.

25. Как вести себя в день Причастия?

– День Причащения – это особый день для христианской души, когда она таинственным образом соединяется с Христом. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их уединению, молитве, сосредоточенности и духовному чтению.

После Причащения надо просить Господа, чтобы Он помог сохранить дар достойно и не возвращаться назад, то есть на прежние грехи. Необходимо особенно оберегать себя в первые часы после Причащения: в это время враг рода человеческого всячески старается, чтобы человек оскорбил святыню, и она перестала бы его освящать. Святыня может быть оскорблена зрением, неосторожным словом, слухом, осуждением. В день Причащения надо умеренно питаться, не развлекаться, вести себя благопристойно. Следует хранить себя от праздных разговоров, а чтобы их не было, надо читать Евангелие, Иисусову молитву, акафисты, жития святых.

26. Можно ли целовать крест после Причастия?

– После Литургии все молящиеся прикладываются к кресту: и кто причащался, и те, кто не причащался.

27. Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

– Такого правила нет, что причастившиеся не должны целовать в этот день икон или руки священника и делать земных поклонов. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

28. Могут ли дети до 14 лет причаститься без Исповеди?

– Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет.

29. Оплачивается ли Причащение?

– Нет, во всех храмах оно всегда совершается бесплатно.

30. Всех причащают с одной ложки, нельзя ли заболеть?

– С брезгливостью можно бороться только верой. После Причащения верующих оставшиеся дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпидемий они не заболевают. Благодать Божия действует как огонь, попаляющий сердца и утробы, и тем более уничтожающий все микробы.

  

О помощи

в различных нуждах

(вопросы и ответы)

 

1. Как исцелиться от болезни?

– Физическое здоровье во многом определяют и формируют нравственность, духовность, вера. Причиной многих болезней тела являются болезни души – грехи. Поэтому, прежде всего надо раскаяться в грехах, то есть исповедоваться и причаститься. Нередко помогают молебны о здравии, совершаемые как в монастырях, так и в приходских храмах. Очень действенным бывает Таинство Елеосвящения, или Соборования. Священник в специальных молитвах просит о том, чтобы были исцелены не только тело, но и душа, чтобы Господь простил забытые грехи или не исповеданные по незнанию. Но если все предпринятые способы не помогают, то к болезни надо относиться как к очистительному средству от грехов, как к своему кресту.

2. Что делать в безвыходной ситуации?

– Встать на молитву и просить Господа, чтобы Он Сам указал выход. Читать Священное Писание (Новый Завет), книги святых отцов – нередко они указывают выход из различных тупиков. Пойти в храм на Исповедь и спросить совета у священника, предварительно помолившись о том, чтобы Господь открыл ему Свою волю.

3. Как избавиться от пьянства?

– Чтобы избавиться от пьянства, надо усердно, с постом и слезами молиться Господу, служить водосвятные молебны святому мученику Вонифатию, а святую воду брать домой и употреблять натощак вместе с просфорой. Хронические болезни излечиваются только при великом старании, постоянстве и усилии, то же самое следует сказать и о греховных привычках.

4. Что делать, если к 11 годам ребѐнок начинает отходить от Церкви?

– Надо усилить за него молитву. Не давить, не раздражаться, дома соблюдать церковный уклад жизни и с любовью пытаться объяснить, что жизнь без Церкви невозможна и бессмысленна.

5. Что сказать закодировавшемуся от пьянства человеку, который боится причащаться, так как ему нельзя ни капли даже разбавленного вина?

– В Церкви причащают не вином, а Кровью Христовой под видом вина. В Причащении человек получает от Бога благодатную силу для борьбы со страстями. В Причащении – помощь Божия, в кодировании – помощь человеческая.

6. Как помочь пьющему человеку, не желающему идти в храм?

– Бог помогает тем, кто следует Его заповедям: «Много может молитва праведного». Поэтому надо являть личный добрый пример, относиться к такому человеку как к больному и побуждать его к оставлению греха. Надо попытаться объяснить, что те люди, которые не ходят в храм, не живут по церковному укладу, добровольно служат диаволу, исполняя его злую волю в страстях – пьянстве, наркомании, блуде. Они страдают, мучаются в земной жизни, и будут страдать в вечности. За таких людей надо постоянно молиться, чтобы Господь привѐл их к покаянию и помог избавиться от пагубных привычек.

7. Что делать матери, у которой сын наркоман?

– То же самое, что и по отношению к болящему алкоголизмом. Постараться также обратиться за помощью в ближайший к месту жительства Православный центр по реабилитации наркоманов.

8. Что делать матери, у которой дочь втягивается в секту «Свидетели Иеговы». К кому обратиться?

– Постараться использовать все возможные средства. Усиленно молиться за дочь о еѐ вразумлении («материнская молитва со дна моря достаѐт»), обратиться за помощью в ближайший Миссионерский отдел Православной Церкви. Если такой возможности нет, самостоятельно поинтересоваться сущностью этого вероучения, провести его критический анализ с позиций Православия, показать дочери ложность и несостоятельность их учения.

Сейчас издано много противосектантских книг и брошюр, которые могут помочь. Необходимая информация есть и в интернете, который с каждым годом становится всѐ доступнее.

9. Как можно оградить себя и своих близких от сглаза, порчи?

– Только благодать Божия, подаваемая в Таинствах Церкви, защищает человека от власти тьмы. Из Евангелия известно, что бесы не смогли войти даже в свиней, поэтому и есть такая народная пословица: «Хвалился бес всем светом овладеть, а Бог не дал ему власти и над свиньѐй». Бес входит за нечестивую, греховную или безбожную жизнь, за гордость или отречение от Бога. Надо не делать смертных грехов и не прибегать к слугам сатаны: колдунам, экстрасенсам, гипнотизѐрам, разного рода целителям и другим служителям тѐмных сил, не кодироваться. Нельзя держать в доме такие греховные вещи (гороскопы, гадальные карты, обереги, талисманы, книги по белой и черной магии, оккультизму и т.п.), которые, подобно магниту, притягивают этих слуг. Следует постоянно пользоваться святыней (святой водой, просфорой, освященным маслом) и молитвой.

 


Назад к списку