Правила поведения в храме
Правила поведения христиан в православном храме Известный религиозный мыслитель середины ХХ века Н.Е.Пестов писал: «Путь к душе идет через тело. Отсюда происходят и те внешние религиозные обычаи и обряды, которыми богата практика Церкви. Внешнее пробуждает в нас внутреннее, оживляя веру, настраивает благоговейно, заставляет чувствовать святость и Божие присутствие». Православный храм – Дом Божий, место особого присутствия Божия и молитвы – «страшно место сие… и сия Врата Небесная» (Быт. 28. 17). Это обстоятельство и накладывает особый отпечаток на поведение священнослужителей и прихожан. Для того, чтобы правильно вести себя в храме, достаточно знать самые основные правила, руководствуясь которыми, вы никогда не нарушите строй богослужения и не оскорбите чувств других верующих. Очень желательно приходить в храм до начала службы и уходить не ранее отпуста, т.е. завершения богослужения. При входе и выходе из храма православный человек должен перекреститься. По русской традиции перед церковными дверями верующие останавливаются и трижды осеняют себя крестным знамением с поклонами. Принято, чтобы мужчины заходили в храм с непокрытой головой, женщины, напротив, должны иметь головной убор. Традиционно женщины приходят на храмовую молитву в подобающей одежде (ношение женщинами в храме брюк не принято). Не принято также входить в храм в вызывающе открытой одежде – шортах, мини-юбках, платьях с декольте. Древнехристианская традиция отводила мужчинам место в храме по правую, а женщинам по левую сторону. Во время богослужения не следует ходить по храму, беспокоя остальных прихожан, даже если ваша цель – поставить свечу к иконе праздника: более уместно передать ее стоящим впереди людям. По возможности не следует поворачиваться спиной к алтарю. Крайне тягостное впечатление производят люди, блуждающие во время службы по храму, а также многократно и беспорядочно крестящиеся перед иконами. Следует уяснить себе, что крестное знамение и поклон – это разные элементы выражения христианского благоговения, которые не всегда совмещаются. Следует помнить, что одновременно креститься и кланяться неправильно: сначала надо совершить крестное знамение и только затем поклон. Поклоны бывают поясные – когда человек наклоняется к земле, и земные, когда он опускается на колени и склоняет голову до земли. Во время богослужения поклоны следует совершать не беспорядочно, а в подобающие для этого моменты. Обычно молящиеся совершают крестное знамение и поклон, если звучат богослужебные песнопения, побуждающие к этому и содержащие слова: «спаси нас», «слава Тебе Господи», «поклонимся», «помолимся» и т.д. Во время ектений, когда звучат прошения, завершаемые возгласом: «Господи, помилуй» или «подай, Господи», после каждого из этих прошений традиционно совершаются крестное знамение и поясной поклон. В ответ на призыв священнослужителя: «Главы ваша Господеви преклоните» - следует без крестного знамения склонить голову и держать ее склоненной до тех пор, пока не прозвучит слово «Аминь», завершающее возглас. Когда священнослужитель произносит «Мир всем!» или другой возглас, имеющий характер благословения, и осеняет верующих рукой или свечами, следует делать поясной полон без крестного знамения. Также следует только поклониться священнослужителю после произнесения им отпуста, за исключением случаев, когда следует осенение верующих крестом. Не следует креститься на священника, который благословляет вас рукой, а также на архиерея, благословляющего дикирием и трикирием. Однако, если духовное лицо осеняет народ крестом, Евангелием, иконой, Чашей со Святыми Дарами, то верующий человек осеняет себя крестным знамением и делает поясной поклон. Крестное знамение без поклонов трижды совершается во время чтения шестопсалмия, когда чтец произносит слова «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слав Тебе Боже». Также положено креститься без поклонов вовремя произнесения слов «Силою Честного и Животворящего Креста», в начале чтения Символа веры, Апостола, Евангелия. Крестным знамением без поклона принято осенять себя также во время произнесения отпуста на словах: «Христос истинный Бог наш…». В дни великих праздников, в период от Светлого Христова Воскресения до дня Святой Троицы, а также от Рождества Христова до Крещения Господня земные поклоны в церкви отменяются. Подходя к иконам или святым мощам, необходимо перекреститься и совершить два поклона (земных или поясных, в зависимости от периода церковного года), а приложившись, отойти, перекреститься и поклониться еще раз. К иконе, даже если на ней изображено несколько святых, прикладываются однократно; не следует прикладываться к лику святого, тем более – Богородицы и Спасителя. Епископ Егорьевский Марк "ЦЕРКОВНЫЙ ПРОТОКОЛ" - М.2007
Назад к списку